ИОАНН, Илия - Страница 9

Исследователи не сомневаются, что с Иоанном связано каноническое разъяснение Иоанна и Белгородского епископа (викария Киевского митрополита, вероятно, Максима) «Илья, архиепискуп Новгородьскый, исправил с Белогородьскымь епископомь» в отношении двух особенных случаев при совершении Евхаристии: если священник или диакон забыл налить вино или воду в потир, и если случится, что мышь начнёт во время совершения таинства грызть Агнца. Это сочинение свидетельствует о применении норм Студийского устава и было составлено, по мнению А.В. Поппе, «после смерти митрополита Иоанна IV в 1166 г., когда впервые практически возник вопрос о местоблюстительстве до прибытия нового митрополита». Начиная с Е.Е. Голубинского, в научной литературе принято отождествлять Иоанна с Илиёй, собеседником Новгородского архиепископа Нифонта, вопросы которого святителю, а также ответы последнего составляют третью часть новгородского памятника XII в. «Кирика вопрошание» («Се есть вопрошание Кюриково, еже въпраша епископа Ноугороьского Нифонта, и инех»). Третий раздел памятника имеет заголовок «Ильино» («Русская историческая библиотека», том 6). Вопросы Илии связаны с проблемами, возникающими в повседневной пастырской практике, они касаются причащения, крещения, исповеди, наложения епитимии за душегубство, различных аспектов семейной жизни, вне- и добрачных половых связей, магических обрядов, печения просфор, обращений к католическому духовенству, перехода от одного духовного отца к другому, паломничества в Иерусалим. По предположению Е.Е. Голубинского, Илия – автор вопросов – был приходским священником и входил в епископский клирос. В таком случае исследователи не могут отождествить его с архиепископом Илиёй, который до монашеского пострига должен был носить другое имя. Однако в «Кирика вопрошании» отсутствуют определённые свидетельства принадлежности Илии к белому духовенству, поэтому у исследователей нет препятствий считать его монахом. Характер вопросов, заданных Илиёй, принципиально не отличается от содержания вопросов, которые задавал Нифонту Кирик, являвшийся иеромонахом, по мнению исследователей, занимавший в то время какую-то должность при архиерейском доме и имевший духовных детей-мирян. Датировку памятника исследователи определяют следующими обстоятельствами. В 1136/1137 г. Кирик был иеродиаконом Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (как следует из его датированного текста «Учение, имже ведати человеку число всех лет»), вопросы Нифонту он задавал, уже будучи иеромонахом, возможно, состоявшим при архиерейском доме; в «Кирика вопрошании» не упоминаются Антониев монастырь и преподобный Антоний Римлянин (ум. в 1147 г). Нифонт, носящий в «Кирика вопрошании» титул епископа, не позднее 1148 г. был возведён в сан архиепископа. Исходя из вышеизложенного, «Кирика вопрошание» исследователи датируют периодом после 1136/1137 г. – раньше 1148 г. И если отождествить Илию (автора вопросов Нифонту и Иоанну), то исследователи вынуждены признать, что к этому времени Иоанн уже принял монашеский постриг.

 



 
PR-CY.ru