ИОАНН, Илия - Страница 4

В 1183 г. боярин Радко с братом возвели церковь св. Евпатия (Ипатия) на Рогатой улице (Рогатице), а в следующем году была сооружена новая деревянная церковь св. Власия (Новгородская первая летопись). В 1185 г., «при архиепископе Илии», «лукиничи» (жители Лукиной улицы в Людином конце) заложили церковь во имя апостолов Петра и Павла на Сильнище, а Милонег (первый новгородский некняжеский тысяцкий) начал возведение каменной церкви Вознесения (Новгородская первая летопись). В 1170/1171 г. архиепископ Илия вместе с братом Гавриилом создал Благовещенский монастырь на озере Мячине, недалеко от монастыря Аркажа (Аркадиевского) в честь Успения Пресвятой Богородицы, основанного епископом Аркадием в 1153 г. Благовещенский монастырь стал кончанским монастырём Людина конца, с которым Илия был связан в бытность свою священником. По сведениям владычного летописания, Илия и Гавриил участвовали в возведении ряда каменных храмов в Новгороде: Благовещенского (21 мая – 25 августа 1179 г.) и надвратного Богоявленского (1180–1182 гг.) в Благовещенском монастыре, во имя св. Отцов Никейского Собора (1182 г.), св. Иоанна на Торговище (заложен в 1184 г.). По мнению исследователей, в архиепископство Илии на Росткиной улице (на Софийской стороне) был основан Росткин Иоанно-Предтеченский женский монастырь, который впервые упоминается в 1179 г. в связи с кончиной игуменьи Елисавы (Новгородская первая летопись). В Житии Иоанна сообщается, что Илия и Гавриил «и иныи церкви постависта... и святаго пророка Илью, и святаго Феодора, игумена студийскаго, и святых 3 отроков Анании, Азарьи, Мисаила, и Данила пророка, и святаго Лазоря, и святаго архиерея Николу» (Великие Минеи Четьи). Все эти храмы упоминаются впервые во владычном летописании не раньше XIII в. По мнению Александра Степновича Хорошева, «строительная деятельность Ильи подтверждает укрепление материальной базы Софийского дома». Однако летописные данные позволяют исследователям сделать вывод, что церковное строительство велось преимущественно на личные средства Илии и Гавриила, а также новгородских бояр и купцов. Согласно точке зрения Бориса Николаевича Флори, древнейшая часть новгородского юридического памятника – Устава князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах церковных датируется 1176–1189 гг., т.е., наиболее вероятно, временем архиепископства Илии (более узкая датировка, предлагаемая исследователем, – 1182 г., при посажении на новгородский стол Ярослава Владимировича – ставленника Владимирского князя Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо). С датировкой конца XII в. части памятника, касающейся торгового суда и мерил, согласен Алексей Алексеевич Гиппиус, который считал, что некоторые установления данного документа можно отнести к более ранней эпохе – времени княжения в Новгороде Всеволода (Гавриила) Мстиславича (1117–1136 гг.). Устав регулирует отношения княжеской власти с Новгородской епископской кафедрой и объединениями горожан – «Иванским сто» и сотнями в лице сотских: «А дом Святей Софии владыкам строити с сочьскыми, а старостам и торговьцам, докладываа владыкы, или кто будет нашего рода князе, и Новагорода, строить дом святого Ивана».

 



 
PR-CY.ru