ИОАНН, Илия - Страница 25

Все больше места занимают детали пейзажа, архитектуры; образ Иоанна более типизирован, исполнен в соответствии с общими принципами святительской иконографии: святой в разных типах облачения в клеймах нескольких икон Божьей Матери «Знамение» с историей и чудесами (конец XVII в., Исторический музей; первая треть XVIII в., музей-заповедник «Коломенское»; середина XVIII в., Русский музей). Сюжет чуда от иконы изображался и в храмовых росписях (1742–1743 гг., церковь в честь иконы Божьей Матери «Знамение» в Ярославле; в настоящее время фрагмент в Третьяковской галерее). Одна из икон объединяет изображение чуда от образа с панорамой Новгорода, по сторонам которого в клеймах – фигуры святителей Иоанна и Никиты (вторая половина XIX в., музей-заповедник «Коломенское»). На иконе 1902 г. из мастерской Белоусовых в Палехе (Русский музей) в среднике – образ Божьей Матери «Знамение», в клеймах – акафист Пресвятой Богородице и чудеса от образа. В составе Соборов русских святых Иоанн изображён на поморской иконе конца XVIII – начала XIX в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия), на северодвинской иконе XIX в. и на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (Русский музей); на иконе первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея) – в левой группе святителей (за Никитой), без клобука, куколь на плечах. На иконе начала XIX в. из Черновицкой области (Киево-Печерский музей-заповедник) Иоанн – в шестом ряду в левой части, в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке. На иконе середины – второй половины XIX в. (Третьяковская галерея) он показан во втором ряду, в клобуке, с Евангелием в руках. В монументальной живописи Иоанн представлен, например, в росписи Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме – в рост, на южной стене западной галереи, слева от входа в южную галерею (1910–1913 гг., артель Николая Михайловича Сафонова); среди подвижников XII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). Рельефное изображение Иоанна было помещено на южных дверях храма Христа Спасителя, а также в алтарной арке придела во имя князя Александра Невского над иконостасом, выполнено художником Виктором Доримедонтовичем Фартусовым по эскизам академика Николая Андреевича Лаврова. В иконописи XX в. Иоанн представлен среди Новгородских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. монахиней Иулианией (Соколовой) для Афанасия (Сахарова; ризница Троице-Сергиевой лавры), а также на её повторениях 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры). Ростовое изображение Иоанна в архиерейской мантии и клобуке помещено под 7 сентября на рисунке монахини Иулиании в лицевых святцах русских святых и на её эскизах (после 1959 г., частное собрание). Образ Иоанна обязательно вводится в состав Собора Новгородских святых, например, на иконе 1960 гг. из местного ряда нижнего иконостаса церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде, на списке конца XX – начала XXI вв. из новгородского Софийского собора. В современных подлинниках Иоанн изображается также в богослужебном святительском облачении (существуют и единоличные иконы святителя).



 
PR-CY.ru