ИОАНН, Илия - Страница 8

В центре оборотной стороны креста находится изображение пророка Илии, по сторонам – фигуры Василия Великого и священномученика Ипатия Гангрского, на четырёх концах изображены апостолы Пётр, Павел, Иоанн и Матфей. Атрибуцию креста, предложенную впервые Ильёй Александровичем Шляпкиным и Александром Васильевичем Назаренко. Через Хильдесхайм, как показал А.В. Назаренко, в XII в. проходила дорога, по которой двигались из Руси купцы и паломники. Несмотря на совпадение имени на кресте с именем святителя и большую вероятность новгородского происхождения креста, вопрос его принадлежности Иоанну остаётся дискуссионным. В последних работах «Хильдесхаймский крест» датируется не ранее конца XIII в. Определённый интерес для исследователей представляет сообщение летописного сборника (XVI в.?), приобретённого в 1894 г. Императорской Публичной библиотекой: «В лето 6671 (1163/1164 г.) поставиша Иоана архиепископом Новугороду. При сем ходиша во Иерусалим калицы и при князе рустем Ростиславе. Се ходиша из Великаго Новагорода от Святой Софеи 40 муж калици ко граду Иерусалиму ко Гробу Господню. И Гроб Господень целоваша, и рада быша. И поидоша, вземше благословение у патриарха и святые мощи». Степень достоверности этого сообщения (как полагают исследователи, новгородского, составленного не раньше второй четверти XIV в.) остаётся дискуссионной. В записи в Студийском уставе конца XII – начала XIII вв. (не раньше 1193 г.) сообщается, что непосредственно перед кончиной архиепископ Илия «постригъся... и бысть ему имя мнишьское Иоан» (Исторический музей, «Полное собрание русских летописей», том 3); запись с аналогичными сведениями есть в рукописи и о брате архиепископе Илии Гаврииле, который перед смертью «постригъся... и бысть емоу имя мнишьское Григории» (Исторический музей). Согласно Житию Иоанна, перед смертью он «пострижеся во иноческый чин в скиму, и наречен бысть Иоанн» (Великие Минеи Четьи). Поскольку для Русской (как и для Греческой) церкви в этот период единственно возможным было поставление архиереев из монашествующих, исследователи считают, что Илия – это монашеское имя святителя, а Иоанн – это имя, принятое при постриге в великую схиму. Во владычной летописи он фигурирует только с именем Илия, начинает упоминаться как Иоанн в источниках с середины XV в. В.Л. Янин полагает, что Иоанн было мирским именем архиерея, с этим же именем он принял постриг в великую схиму. То же мнение высказывалось в дореволюционной агиографической литературе, например, Михаилом Владимировичем Толстым. Необоснованным исследователям представляется мнение Евгения Евстигнеевича Голубинского, повторенное другими исследователями, что Илия занимал кафедру, не будучи монахом, и принял монашеский постриг только перед смертью. Иоанн скончался 7 сентября 1186 г. «и положен бысть в притворе святыя София» (Новгородская первая летопись). Сообщение Жития о том, что Иоанн перед смертью по просьбе новгородцев благословил на архиепископство своего брата Гавриила (Великие Минеи Четьи), не подтверждается более ранними источниками.

 



 
PR-CY.ru