ИОАНН, Илия - Страница 5

Данное положение Устава, по мнению исследователей, связано с избранием Новгородских архиереев на вече и с ослаблением власти князя как главного покровителя церкви: «Из рук князя и его администрации в руки сотских и владыки переходили торговый суд и надзор над мерилами (а следовательно, и доходы от их использования), а сотские, кроме того, приобрели право опеки над епископской кафедрой». Подтверждение своей версии принятия Устава Б.Н. Флоря видит в сообщении Новгородской первой летописи под 1184 г.: «Заложи архиепископ Илия с братом церковь святого Иоанна камену на Торговищи», что расценивается исследователем как «осуществление патроната владыки над некогда княжеским храмом». Владимир Андреевич Кучкин показал тесную связь в то время сотских (как правило, бояр) с княжеской администрацией. В начале 1170 г. в Новгородскую землю вторглись объединённые силы Владимиро-Суздальского, Смоленского, Рязанского, Муромского и Полоцкого княжеств («и вся земля просто Русьская») во главе с сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского Мстиславом. Владычная летопись сообщает, что штурм Новгорода состоялся 25 февраля «и к вечеру победи я князь Роман с новгородьцы силою крестьною, и святою Богородицею, и молитвами благовернаго владыкы Илие» (Новгородская первая летопись). Иного рода краткий рассказ под тем же годом содержится в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, где Новгородский архиепископ не упоминается («Полное собрание русских летописей», том 1, том 2). Согласно новгородскому «Слову о знамении Святыя Богородица» (памятник известен также под названием «Сказание о битве новгородцев с суздальцами»), написанному около середины XIV в. (старшие списки – Российская национальная библиотека, 1431–1434 гг.; Исторический музей, первая треть XV в.), спасение города было связано с чудотворной иконой Божьей Матери «Знамение», которая находилась ко времени начала осады города в алтаре Преображенской церкви на Ильине улице (на Торговой стороне). Исследователи отмечают, что для «Слова...» характерен ряд анахронизмов, однако изложение основных событий, связанных с чудотворной иконой, не противоречит сведениям других источников, отражая, видимо, позднейшее устное предание; в переработанном виде «Слово...» вошло в ряд летописей первой пол. XV в. и в Житие Иоанна. Архиепископ Илия, который молился перед иконой Спасителя во вторую (в ряде списков в третью) ночь осады Новгорода, услышал исходящий от образа голос, который повелел архиерею взять икону Божьей Матери из Преображенской церкви на Ильине улице и вынести «на острог противу супостат». После того как диакон, посланный владыкой с поручением принести икону, не смог этого сделать, потому что «не подвижеся икона с места своего», Иоанн возглавил крестный ход новгородского духовенства и множества горожан по перенесению иконы через Волхов на Софийскую сторону. Образ поместили на стене в юго-западной части деревянного острога, у того места, где в 1327 г. был основан Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь. Когда начался штурм укреплений, икона обратилась внутрь города (будучи выносной и закреплённой на шесте, икона могла повернуться из-за попадания в неё стрелы, следы чего выявлены в ходе реставрационных работ в 1980 гг.), и «виде архиепископ слёзы, текуща от иконы, и приять в фелонь свой».

 



 
PR-CY.ru