ИОАНН, Илия - Страница 2

Период конца 1140 – начала 1170 гг. характеризуется временным усилением власти князя в Новгороде, причём Святослав Ростиславич «своим княжением воплощал старую идею зависимости Новгорода от Киева», что отмечено и в новгородской владычной летописи: Иоанн вернулся в Новгород 11 мая 1165 г., «при князи новгородьстемь Святославе, а при посаднице Захарии» (Новгородская первая летопись). В сообщении Ипатьевской летописи исследователи видят утверждение киевским князем кандидатуры прибывшего из Новгорода Иоанна, возможно, вопреки желанию митрополита, который был прислан весной 1164 г. на митрополию из Византии при имевшемся у Ростислава своём кандидате на замещение Киевской кафедры – Клименте Смолятиче. Исследователи полагают, что долгий срок между избранием и хиротонией (около полутора лет) стал следствием длительного согласования кандидатуры епископа с митрополией (другие Новгородские епископы XII в. – Аркадий и Митрофан – тоже около двух лет после избрания ждали хиротонии). Исследователи признают необоснованной точку зрения Александра Евгеньевича Мусина на обстоятельства хиротонии Илии, в соответствии с которой епископ не был выбран в Новгороде, являлся одним лицом с послом князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Константинополь. По мнению Герхарда Подскальски и Анджея Поппе, митрополит в 1165 г. сделал Илию «первопрестольником» Киевской митрополии, т.е. викарием, вместо Белгородского епископа. Как предположил Сергей Иванович Смирнов, основываясь на свидетельстве Жития Иоанна, архиепископ Илия мог участвовать в Соборах, прошедших в Киеве в 1166–1169 гг.: «И на священнем Соборе бывшу ему всея Руси, и велика исправления показавшю, и паки возвращшуся в Великий Новгород» (Великие Минеи Четьи). Согласно новгородской владычной летописи, в 1165 г., через некоторое время после хиротонии Илии, игумен Юрьева новгородского мужского монастыря Дионисий ездил «с любовью... в Русь, и повелено бысть владыце архиепископьство митрополитомь» (Новгородская первая летопись). По Никоновскому своду 1520 гг., Илия, послав предварительно дары митрополиту, сам ходил в Киев вместе с игуменом Дионисием и посадниками и первым среди Новгородских архиереев был удостоен чести именоваться архиепископом («Полное собрание русских летописей», том 9, том 11). По уникальным сведениям Василия Никитича Татищева (их источник исследователям неизвестен; вероятно, они являются домыслами историка), Новгородский владыка (называемый Лукой) помимо архиепископского титула просил у митрополита подчинения ему Смоленского и Полоцкого епископов, в чём ему было отказано князем Ростиславом. При поставлении Иоанн получил от митрополита «ризы драгие с крестами, стихарь и мантию со источники», а после возвращения в Новгород горожане «приносили ему дары многие, злато, сребро и от шёлка, дабы было ему что послать по обесчанию великому князю, митрополиту и бояром, которые ему в том помогали». Принятие Илиёй титула архиепископа отразилось на его печатях. Первая известная его печать имеет надпись: «ИЛИА ЕП(ИСКОПЪ НОВГОРОДСЬКИИ)» (на другой стороне – образ Богоматери «Знамение» в полный рост) – и потому должна датироваться 1165 г. (по мнению исследователей, менее вероятно, 1163–1165 гг.). Вторая печать, большая по размеру, содержит надпись: «ИЛИ(А) АРЬХИЕП(ИСКО)ПЪ НОВГОРОДСКЫИ» (на обороте – поясной образ Богоматери «Оранта»).

 



 
PR-CY.ru