ИОАНН, Илия - Страница 6

Осаждавших покрыла «тма», они начали избивать друг друга и в панике бежали (исследователи не исключают, что среди осаждавших началась междоусобица вследствие несогласий по поводу будущего раздела города для грабежа: по сообщению «Слова...», «суздалци и улици разделиша на свои городы»; «Библиотека литературы Древней Руси», том 6). В честь чудесного спасения Новгорода архиепископ Илия установил празднование иконе Божьей Матери, получившей название «Знамение» (среди исследователей существует несколько точек зрения на время появления данного праздника; по В.Л. Янину, почитание иконы установилось в середине XIV в., вероятнее всего в 1355 г.; этой точке зрения противоречит упоминание празднования иконе «Знамение» под 27 ноября в месяцеслове Обиходника первой половины XIV в. – Российская государственная библиотека; по предположению А.А. Гиппиуса, почитание иконы, связанной происхождением с боярством Людина конца, сложилось, по крайней мере, к 1192 г.; А.С. Хорошев полагает, что почитание иконы сложилось раньше событий 1170 г.). Единственное непосредственное участие архиепископа Илии в новгородской дипломатии отмечено в летописи под 1172/1173 г., когда «на зиму ходи архиепископ Новгородьскыи Илия к Ондрееви Володимерю на всю правьду». Зимой 1171/1172 гг. Новгород заключил мир с князем Андреем Боголюбским и признал его верховную власть, приняв в качестве князя его малолетнего сына Юрия. Исследователи полагают, что поездка архиерея была связана с вопросом о посадничестве. В 1171 г. новгородцы вместе с князем Рюриком Ростиславичем изгнали посадника Жирослава, который бежал к Андрею Боголюбскому, и избрали посадником Иванку Захарьевича, но непосредственно перед вокняжением Юрия Андрей «присла Жирослава посадницит с мужи своими». Деятельность Жирослава устроила не всех новгородцев, и, очевидно, последствием поездки архиепископа стало то, что «тъгда же и даша опять посаницьство Иванъкови Захарииницю» (Новгородская первая летопись). Как показал В.Л. Янин, Иванко и его сторонники ориентировались на князей Ростиславичей. Исследователи с уверенностью утверждают, что к числу сторонников Ростиславичей принадлежал и архиепископ Илия, хиротонисанный при Ростиславе Мстиславиче и первоначально управлявший епархией при сыне последнего Святославе. В 1179 г. князя Мстислава Ростиславича Храброго в Новгороде встречали «епископ с кресты, и с новгородци, и игумены» («Полное собрание русских летописей», том 2). Вскоре Мстислав Храбрый предпринял (видимо, по благословению архиепископа Илии, хотя в летописи об этом прямо не говорится) поход «на Чюдь, на Очелу» (Новгородская первая летопись) – языческое угро-финское племя – с целью освободить Новгородскую землю «от поганых» («Полное собрание русских летописей», том 2). Скончавшийся в Новгороде в 1179 г. Мстислав Храбрый был погребён в притворе собора Святой Софии. Исследователи полагают, что Новгородский архиерей принадлежал к числу противников Владимирского великого князя Всеволода Большое Гнездо, с которым соперничали за власть в Суздальской земле последовательно княжившие в Новгороде в 1177–1178 гг. сыновья Переяславского князя Ростислава Юрьевича Мстислав Безокий и Ярополк.

 



 
PR-CY.ru