ИОАНН Суздальский - Страница 5

Этот фрагмент Жития может быть соотнесён, по мнению исследователей, с записью 1634/1635 г. на стене собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале о том, что «лета 6882 октября в 15 день святитель Иоанн преставися и почи зде». Исследователи отмечают, что указанный в Житии день кончины Иоанна совпадает с днём кончины святителя Дионисия (15 октября 1385 г.). Исследователи полагают, что к концу XV в. почитание Иоанна соединилось с памятью о первом Суздальском архиерее, также носившем имя Иоанн, сообщение о смерти которого под 1313/1314 г. содержится в Симеоновской летописи конца XV в. и во Владимирском летописце XVI в.: «В лето 6822 преставися Иван, епископ Суждалскыи» («Полное собрание русских летописей», том 18, том 30). По мнению исследователей, в данной части указанные летописи отражают тверскую переработку протографа утраченной Троицкой летописи первой четверти XV в., где это сообщение также, как полагают исследователи, читалось. В неточном перечне Суздальских архиереев конца XV в., предваряющем Симеоновскую летопись, «Иоанн чюдотворец» указан первым («Полное собрание русских летописей», том 18). Названный в летописи «Иван, епископ Суждалскыи» был первым архиереем на новообразованной Суздальской кафедре. Её учреждение, как полагают исследователи, было обусловлено тем, что в 1299/1300 г. Владимир стал резиденцией Киевского митрополита Максима, который перевёл бывшего Владимиро-Суздальского епископа Симеона в Ростов. Исследователи полагают, что тогда же была создана Суздальская епархия, и возглавил её епископ Иоанн. Исследователи не исключают, что епархия могла быть создана позднее, при митрополите Петре (1308–1326 гг.), поскольку единичное упоминание епископа Иоанна в летописи свидетельствует о кратком периоде пребывания его на кафедре. На начало почитания этого Иоанна в Суздале, а также на то обстоятельство, что память о нём соединилась с памятью о первом Суздальском епископе Иоанне, указывает характеристика последнего в списке Суздальских владык в Симеоновской летописи как чудотворца. Иоанн назван чудотворцем также в краткой редакции Жития Евфимия Суздальского, созданной в конце 1510 гг., где о нём сказано: «Тои блаженыи чюдотворец звание от дел приим». По мнению исследователей, не позднее конца XV в. произошло обретение мощей Иоанна, к концу XVI в. открыто почивавших в раке в суздальском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы (исследователям представляется неверным предположение о том, что обретение мощей святителя произошло при перестройке Богородице-Рождественского собора в 1528 г., поскольку почитание Иоанна зафиксировано с более раннего времени). 28 июля 1578 г. первая жена Старицкого князя Владимира Андреевича инокиня суздальского Покровского монастыря Евпраксия (в миру Евдокия Александровна Нагая; ум. около 1597 г.) дала вкладом в собор покров на раку «великого чудотворца епископа Ивана», на покрове были вышиты тропарь и кондак святителю. В 1598 г. Суздальский и Тарусский архиепископ Галактион обложил раки Суздальских святителей Феодора и Иоанна серебряными окладами.

 



 
PR-CY.ru