ИОАНН Суздальский - Страница 6

Исследователи полагают, что одновременно с составлением первоначальной редакции Жития Иоанна инок Григорий в 1550–1560 гг. написал службу святителю, её древнейший список (Российская государственная библиотека) датируется третьей четвертью XVI в. Несколько списков службы Иоанну относится к XVIII в. (см., например: Российская национальная библиотека). В Похвальном слове русским «новым чудотворцам» инок Григорий писал: «Съшедшеся, блажим двоицю избранную – Иоанна и Феодора, понеже убо сии святии отцы сиают в богоспасаемом граде Суждале, аки два великая светила, иже небесную всю просвещают». Согласно описям книг суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 1636, 1650, 1660 гг., в обители хранились «книга службы и жития преподобнаго Еуфимия да святителя Ивана, Суздальских чудотворцев, письменная, в полдесть, переплетено ново» и «тетрадь в коже стихеры и кануны Иванна и Феодора, Суздальских чудотворцев, письменные, в полдесть». Материал описей позволяет исследователям предположить, что известные в настоящее время списки Жития Иоанна в XVII в. (по крайней мере, в 1636–1660 гг.) бытовали за пределами Спасо-Евфимиева монастыря, а в обители хранился достаточно древний список, реставрированный в первой трети XVII в. Активизация почитания святителей Иоанна и Феодора в Суздале связана с пребыванием на Суздальской кафедре архиепископа Серапиона (1634–1653 гг.). Грамота архиепископ Серапиона в суздальский Покровский монастырь о выборе игуменьи (январь 1636 г.) заканчивается словами: «А милость Божия и Пречистые Богородицы, и великих святителей Иванна и Феодора, Суздальских чудотворцов, молитвы, и нашего смирения благословение да есть и будет с вами ныне и во веки, аминь» (Акты исторические, том 3). В 1637 г. к собору Рождества Пресвятой Богородицы был пристроен придел во имя святителей Иоанна и Феодора. Исследователи полагают, что краткая редакция Жития была создана по инициативе архиепископа Серапиона в 1630–1640 гг. (исследователи не исключают, что в связи со строительством придела во имя святых Иоанна и Феодора). Память Иоанна указана в Уставе служб московского Успенского собора (вторая четверть XVII в.) под 15 октября: «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Суждальскаго, чюдотворца. Аще патриарх изволит... поют по уставу с полиелеосом». Имя Иоанна под 15 октября внесено в Месяцеслов Симона (Азарьина) середины 1650 гг. с пометой: «Иоанн чудотворец «бысть в лето 6896 (1388)» (Российская государственная библиотека, Московская духовная академия). В записке царя Алексея Михайловича о пожаловании саккоса Суздальскому архиепископу Стефану указано, что 15 октября 1672 г. архиепископ Стефан впервые в саккосе служил «на память святаго священномученика Лукиана пресвитера и иже во святых отца нашего Иоанна, епископа Суждальскаго, чудотворца, на Москве» (Акты исторические, том 4). Иоанн назван первым среди суздальских подвижников в «Описании о российских святых», известном в списках XVIII–XIX вв. (Акты исторические, том 4). При епископе Симоне II (1739–1747 гг.) в Суздале возникло сомнение относительно мощей святителей Иоанна и Феодора.

 



 
PR-CY.ru