ИОАНН Суздальский - Страница 4

В Житии Иоанна также рассказывается об основании святителем и преподобным Евфимием вместе с Андреем Константиновичем (Нижегородский князь в 1355–1365 гг., в Суздале не правил) суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря, игуменьей которого Иоанн поставил двоюродную сестру преподобного Евфимия. Это событие могло произойти в 1365 г., до 2 июня, когда князь Андрей скончался. Сообщение Жития Иоанна (вслед за Житием Евфимия Суздальского) о создании в Суздале монастырей сыновьями князя Константина Васильевича Борисом и Андреем, никогда не правившими в Суздале, может иметь, как полагают исследователи, определённую историческую основу. После смерти князя Константина Васильевича (1355 г.) Нижегородско-Суздальское княжество было разделено между его сыновьями, при этом, как полагают исследователи, все сыновья получили во владение территории в непосредственной близости от Суздаля, в частности, в плодородном и густонаселённом Суздальском ополье. Владения близ Суздаля впоследствии перешли к детям князей Бориса, Андрея, Даниила, Дмитрия Ногтя Константиновичей, которые давали эти земли в качестве вкладов в Спасо-Евфимиев монастырь. Исследователи предполагают, что Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри были созданы на пригородных суздальских землях, принадлежавших соответственно князю Борису и князю Андрею. В Житии Иоанна рассказывается, что святитель сократил в епархии «доходы и урокы, ихже икономии собирают, и обрете, яко ни на кою потребу церкви суть, и отверже их от церкве». Кроме того, часть епископских доходов святитель жертвовал в больницы, создавал новые лечебницы, заботился о вдовицах и духовно наставлял их, призывая приходить в церковь на ночные службы, был духовным наставником князей и бояр, отлучил от церкви неких суздальцев, уклонившихся в «ариянскиа ереси». Эпизод с клеветническим обвинением Иоанна в блудодеянии заимствован, как полагают исследователи, из Жития Иоанна (Илии) Новгородского (вторая половина XV в.), вошедшего в Великие Минеи Четьи, кроме концовки: чудо с обратным течением Волхова, доказавшее невиновность Иоанна (Илии), заменено внезапной слепотой главного клеветника диакона Елевферия. Одним из источников краткой редакции Жития Иоанна, по мнению исследователей, послужила летопись. Так, в краткой редакции содержится отсутствующее в пространной редакции известие о том, что Иоанн перед смертью оставил кафедру и удалился в Боголюбский монастырь. Как заметил ещё И. Спасский, составитель этой редакции Жития спутал Иоанна с Ростовским, Суздальским и Владимирским епископом Иоанном (1190 – после 1214 гг.). Известие об уходе последнего с кафедры в Боголюбский монастырь содержится в Лаврентьевской летописи под 1214 г., где Иоанн назван Суздальским епископом («Полное собрание русских летописей», том 1; ср.: «Полное собрание русских летописей», том 18, том 10). В краткой редакции Жития Иоанна есть указание на преставление святого «в лето 6882 (1373) октября в 15 день» и на его погребение «в Суждале в церкви Пресвятыя Богородица в стене». В пространной редакции содержится указание только на день и месяц кончины и на погребение в церкви Пресвятой Богородицы.

 



 
PR-CY.ru