ИОАНН Суздальский - Страница 10

Указав, что «святители Христовы и чудотворцы Иоанн и Феодор епископы Суждальстии изображены и изображаются на главах имеющии клобуки белыи, еже по нынешнему церковному обыкновению в таковых белых клобуках преосвященные архиереи имеются знатнейших городов (яко то митрополити)», автор объяснил это тем, что «великий святитель и чудотворец Феодор епископ бысть первый во всей Суждальстей стране пастырь и учитель, яко же и святитель Леонтий в Ростовстей стране». Иоанн, поскольку возвёл Евфимия Суздальского в сан архимандрита, по мнению исследователей, «имеяше от святейшаго патриарха… власть величайшую уставляти во святей церкви чиноправления новейшая, к вящшему украшению и благолепию святыя церкви…». В этом тексте Суздальские святители также сопоставляются с Ростовскими. Исследователям известно, что епископ Иоаким (на кафедре в 1725–1731 гг.) приказал совершать службу Суздальским святителям, используя службы именно Ростовским чудотворцам: для Феодора – службу Леонтию, а для Иоанна – Иакову. Наиболее ранние сохранившиеся изображения Иоанна исследователи относят к XVI в. Это произведения лицевого шитья – хоругвь, пелена и надгробные покровы (все в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника), происходящие из суздальского Рождественского собора. Типология и функции этих «вторичных» предметов указывают на существование современных им или более древних иконных образов, которые погибли во время бедствий, постигших храм и соседний архиерейский дом (пожары 1577 и 1719 гг., хищения Смутного времени), или заменялись новыми произведениями в XVII–XVIII вв. при неоднократных переделках собора, инициированных архиепископом Серапионом, митрополитом Иларионом, епископом Порфирием, митрополитом Сильвестром и епископом Виктором. Самый ранний памятник этой группы – двусторонняя хоругвь, в соответствии с традицией украшенная изображениями храмового праздника собора и почитаемых в нём святых: по сторонам сцены Рождества Пресвятой Богородицы представлены оба Суздальских святителя (девятая выставка произведений искусства, реставрированных Всероссийским художественным научно-реставрационным центром. М., 1988 г.); репликой этого памятника является также происходящая из Рождественского собора хоругвь 1640 г. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Лучше сохранилось изображение на обороте, «зеркальное» по отношению к лицевой стороне хоругви, где Иоанн, как более почитаемый святой, представлен справа от основной композиции (т.е. слева от зрителя). После реставрации памятник был датирован концом XV – началом XVI вв.; исследователи считают более вероятным, что хоругвь относится к первой трети XVI в.: её создание они связывают с кардинальной перестройкой Рождественского собора, состоявшейся в 1527/1528 – 1529 гг., при епископе Геннадии, когда обновлялось всё убранство храма и, кроме того, могли быть обретены мощи обоих святителей. Исследователи не исключают, что поводом для разработки иконографии Суздальских святителей стала именно перестройка собора, хотя их ранние изображения (например, надгробные иконы) могли восходить к рубежу XV и XVI вв. (к концу XV в. относится перечень суздальских иерархов, где Иоанн назван чудотворцем – «Полное собрание русских летописей», том 18).

 



 
PR-CY.ru