ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 31

Для христологии Иустина Философа характерен акцент на реальности Боговоплощения. Он отмечает, что христиане почитают и любят «после Бога Слово нерождённого и неизречённого Бога», ставшее человеком ради всех людей, «чтобы сделаться причастным нашим страданиям и доставить нам исцеление». Иустин Философ раскрывает учение о чудесном рождении Иисуса Христа от Девы. Под Силой Вышнего, осенившей Деву, апологет понимает Второе Лицо Святой Троицы: «Под именем Духа и Силы от Бога должно не иное что разуметь, как Слово». Родившись от Девы, Сын Божий стал «Сыном Человеческим», при этом человечество пребывало в Нём нераздельно с божеством. Он явился новым Законодателем для всего человечества, открывшим совершенное познание Бога, истинный способ Его почитания; Он подаёт возможность прощения грехов в крещении; «через Него Бог поражает змия и уподобившихся ему ангелов и человеков, и освобождает от смерти тех, которые раскаиваются в своих грехах и веруют в Него». Иустин Философ часто говорит о двух пришествиях Христа, провозвещенных ветхозаветными пророками. Первое пришествие Сына Божия, «сделавшегося для нас человеком» и претерпевшего страдания и бесчестие, было уничижённым. Во Втором пришествии Христос «со славой придёт с небес, окружённый ангельским Своим воинством». В учении о конце мира Иустин Философ следует новозаветной эсхатологии, т.е. «футуристической» эсхатологии, связанной с апокалиптическими чаяниями, и «реализованной» эсхатологии, предполагающей наступление Царствия Божия с пришествием в мир Христа. Он приводит пророчества Священного Писания, прообразующие пришествие Христа. Так, крестообразно распростёртые руки Моисея, поддерживаемые весь день во время битвы Израиля с Амаликом, прообразовали Крест и распятие, а победа в этой битве под предводительством Иисуса Навина (Исх. 17:11–12) – явление Христа во славе. Два козла, один из которых отпускался, а другой приносился в жертву (Лев. 16:8–10), символизировали изгнание Христа, его убийство иудеями и грядущее пришествие Его как приношение за всех грешников. О Втором пришествии Иустин Философ пишет: Сын Божий явится на облаках с сонмом ангелов, после чего последуют воскресение мёртвых, Суд и завершение всего. В некоторых местах сочинений он говорит о грядущем всеобщем воскресении, Суде, обновлении неба и земли и наступлении вечного Царства, которое наследуют все уверовавшие во Христа. Однако Иустин Философ придерживается и хилиастического учения (см. Хилиазм), согласно которому сначала воскреснут праведники, и последует тысячелетнее царство Христа в Иерусалиме, «который устроится, украсится и возвеличится», предваряющее общее воскресение мёртвых и Суд. Иустин Философ приводит в подтверждение этому пророчества Ветхого Завета, в частности Ис. 65:17–25; Пс. 89:5. При этом он отмечает, что «многие из христиан с чистым и благочестивым настроением» не разделяют подобных чаяний о тысячелетнем царствовании. Наиболее вероятным объяснением того, что Иустин Философ излагает хилиастические воззрения именно в «Диалоге...», не упоминая о них в Апологиях, исследователи считают различие адресатов этих сочинений.

 



 
PR-CY.ru