ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 36

Перевод был создан в рамках Гелатской академии и богословской школы (см. в ст. Грузинская православная церковь) и хранился в библиотеке мужского монастыря Гелати (близ Кутаиси, Западная Грузия), ныне передан в фонды Кутаисского государственного историко-этнографического музея имени академика Николая Александровича Бердзенишвили. Согласно редакциям А и В, Иустин Философ вместе с Харитоном, Харитой, Евелпистом, Иераксом, Пеоном и Ливерианом был представлен на суд префекта Рима Квинта Юния Рустика. Причина ареста не уточняется: в редакции А первый вопрос, который префект задал Иустину Философу, касался его образа жизни; в редакции В Рустик начал судебное разбирательство приказом повиноваться богам и покориться императорам. После отказа поклониться идолам Иустин Философ заявил, что он является последователем христианского учения, и смело исповедовал веру в Бога. В обеих редакциях содержатся сведения о месте, где Иустин Философ принимал приходивших к нему и наставлял их: в редакции А – над Миртинской баней; в редакции В – над баней некоего Мартина, сына Тимиотина. После того как Рустик ещё раз прямо спросил Иустина Философа, христианин ли он, и получил утвердительный ответ, он обратился к другим подсудимым (на основе анализа имён исследователи пришли к выводу, что спутники Иустина Философа были вольноотпущенниками или рабами), которые единодушно признали себя последователями Христа. Несмотря на угрозы префекта, Иустин Философ и другие мученики отказались принести жертвы богам, после чего они были подвергнуты бичеванию и обезглавлены. В отличие от редакций А и В в редакции С обозначен день кончины мучеников – 1 июня и содержится указание, что они пострадали во время правления императора Антонина; большинство исследователей считают, что имеется в виду император Марк Аврелий Антонин (161–180 гг.). Имя Ливериана, пострадавшего вместе с Иустином Философом, здесь исправлено на Валериана (такая передача имени впоследствии перешла в русскую агиографическую традицию). Начиная с IX в. в византийских Синаксарях под 1 июня указывалась память двух святых по имени Иустин – мученика Иустина, пострадавшего вместе с Харитоном, Харитой, Евелпистом, Иераксом, Пеоном и Ливерианом (в греческой печатной Минее 1591 г. – Валериан), и отдельно Иустина Философа. Причиной разделения памятей мученика Иустина и Иустина Философа, по мнению исследователей, стало несоответствие данных о кончине Иустина Философа, содержащихся, с одной стороны, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и в сочинении «О знаменитых мужах» Иеронима Стридонского, где говорится о причастности философа Крискента к смерти Иустина Философа, а с другой – в «Актах Иустина». В результате византийские агиографы сочли, что речь идёт о разных мучениках по имени Иустин.

 



 
PR-CY.ru