ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 30

Иустин Философ употребляет термин «предсуществовать», раскрывая учение о домирном бытии Христа по божеству (т.е. бытии до воплощения). Христос – «Слово, прежде тварей сущее» с Отцом и «рождаемое от Него, когда в начале Он всё создал и устроил». Называя предсуществующего тварному миру Христа Логосом, Иустин Философ указывает и другие Его имена, свидетельствующие о Его совершенстве. Основываясь на пророчествах, Иустин Философ говорит, что Он – Ангел, Бог, Господь, Человек, явившийся Аврааму и Иакову, Тот, Кто беседовал с Моисеем из неопалимой купины, Царь, Священник, Камень, Отрок, Начало, разумная Сила, Слава Господа. Учение Иустина Философа о Логосе неразрывно связано с христологией и сотериологией, поскольку Логос является средоточием домостроительства спасения людей. Отношение Логоса к людям и миру выражается в Его участии в творении и откровении воли Отца. В толковании описания творения мира Иустин Философ продолжает раннехристианскую традицию, утверждая, что «Бог Словом помыслил и создал мир». При этом он не говорит о Нём, как о Творце, но подчёркивает исполнение Словом воли Отца, превыше Которого нет никого. Отмечая, что именно Логос являлся ветхозаветным патриархам, Иустин Философ обосновывает это тем, что «даже и малоосмысленный не осмелится утверждать, что Творец всего и Отец оставил все, сущее выше неба, и явился на малой частице земли». В теофаниях, описанных в Ветхом Завете, Логос «возвещает волю Бога Творца всего тем, кому угодно Ему открыть её». Иустин Философ называет Логос Ангелом, подчёркивая, что это именование связано с тем, что Он является «Возвещателем воли Отца». С учением о предсуществовании Логоса-Сына тварному миру и учением о семенных логосах связано представление Иустина Философа о «христианах до Христа». Поскольку Христос есть «Слово, Которому причастен весь род человеческий», все когда-либо жившие согласно с Логосом – христиане. «Христианами до Христа» Иустин Философ считает Сократа, Гераклита, а также Авраама, Ананию, Азарию, Мисаила, Илию и других праведников Ветхого Завета. Именно семена Логоса, воспринятые дохристианскими мыслителями, явились причиной появления в их трудах идей, причастных истине: «Всё, что когда-либо сказано и открыто хорошего философами и законодателями, всё это ими сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова, а так как они не знали всех свойств Слова, Которое есть Христос, то часто говорили даже противное самим себе». Таким образом, учения нехристианских философов содержат лишь некую часть знания, а наряду с истинными представлениями – заблуждения и противоречия. «Все те писатели посредством врождённого семени Слова могли видеть истину, но темно. Ибо иное дело семя и некоторое подобие чего-либо, данное по мере приемлемости; а иное – то самое, чего причастие и подобие даровано по Его благодати». В христианстве же открывается вся полнота Логоса, поэтому оно выше любых человеческих учений и содержит в себе всю полноту истины, которая открывается Самим Богом любому, кто уверует во Христа и принимает Его учение. Воплотившийся и вочеловечившийся Логос есть пришедший в мир Иисус Христос.

 



 
PR-CY.ru