ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 35

В «Диалоге...» Иустин Философ также приводит объяснение смысла евхаристии: Иисус Христос заповедал приносить хлеб евхаристии «в воспоминание страдания, подъятого Им за людей, очищающих свои души от всякого греха, а вместе для того, чтобы мы благодарили Бога как за то, что Он сотворил для человека мир и всё, что в нём находится, так и за то, что Он освободил нас от греха, в котором мы были, и совершенно разрушил начальства и власти через Того, Который сделался страждущим по воле Его». Жертвы, приносимые христианами «на всяком месте земли… в евхаристии хлеба и чаши», противопоставляются неугодным для Бога жертвам иудейских священников. Таким образом, евхаристия является для Иустина Философа центром христианского богослужения. В ней христиане не просто вкушают хлеб и вино, но приобщаются истинным Телу и Крови Христовым, совершая это в Его воспоминание. (См. также в ст. Евхаристия, Крещение). О раннем почитании Иустина Философа как мученика свидетельствует Мученичество Иустина, Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Ливериана (в научной литературе – «Акты Иустина»), представленное в трёх редакциях на греческом языке. Долгое время внимание исследователей привлекала редакция В, сохранившаяся в нескольких рукописях. До начала XX в. она издавалась только по одной поздней рукописи (XVI в.). В 1902 г. П. Франки де Кавальери опубликовал редакцию В по двум другим рукописям (IX–X и X вв.) с указанием некоторых разночтений из рукописи 890 г. В 1909 г. Фрэнсис Кроуфорд Бёркитт обнаружил в библиотеке Кембриджа 16 листов палимпсеста, нижний слой которого, датируемый около 800 г., представляет собой часть Минология за май-июль, куда вошли «Акты Иустина» в редакции В и эпитома, составленная в ранневизантийский период. Ф.К. Бёркитт сравнил тексты «Актов» из всех известных в его время рукописей и пришёл к выводу, что парижская рукопись содержит иную редакцию (А), отличную от редакции В. В 1920 г. П. Франки де Кавальери вновь обратился к «Актам Иустина» и признал, что парижская рукопись заслуживает особого внимания, т.к. текст, представленный в ней, имеет бóльшую древность по сравнению с редакцией В, в которой содержатся некоторые добавления. По мнению большинства исследователей, обе редакции являются копиями судебного протокола допроса, к которым впоследствии были добавлены вступление и заключение. Однако Г.А. Бисби заметил, что, хотя редакции А и В зависят от записей суда над Иустином Философом, в них присутствуют некоторые детали, не характерные для официального документа римского судопроизводства. По предположению Дж. Лаццати, редакция А была составлена в период мира до конца эпохи гонений на христиан, а редакция В является её переработкой, выполненной в IV в. Третья редакция «Актов» (С), вошедшая в состав Императорского Минология 1034–1041 гг., по мнению исследователей, представляет собой поздневизантийскую переработку. Впервые она была опубликована П. Франки де Кавальери по рукописи XIII в., затем в 1912 г. Василием Васильевичем Латышевым – по рукописи XII в. Сохранился перевод редакции С на грузинском языке, озаглавленный «Об именитом мученике Иустине Философе и о его искусном и более чем украшенном за Христа подвиге» (XVI в.).

 



 
PR-CY.ru