ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 37

В синаксарном сказании, составленном на основе «Актов Иустина», говорится, что после долгих мучений Иустин и другие были обезглавлены в Риме при префекте Рустике. Во второй синаксарной заметке речь идёт только об Иустине Философе, приводятся краткие данные о его происхождении и сообщается, что Иустин Философ был убит после того, как философ Крискент позавидовал ему. По мнению болландистов, дата 1 июня была выбрана произвольно, исходя из того, что в этот день не праздновалась память какого-либо другого святого, которому следовала бы особая служба. Традиция поминовения под этим числом двух Иустинов прочно вошла в обиход Греческой православной церкви: в начале XIX в. в «Синаксаристе» Никодима Святогорца также приводится два сказания об одном и том же мученике с учениками и без них. Только в XX в. Софроний (Евстратиадис), митрополит Леонтопольский, высказал мнение, что Иустин, упоминаемый в Синаксарях с другими шестью мучениками, является одним лицом с Иустином Философом. В современном календаре Элладской православной церкви под 1 июня указана память только Иустина Философа. В славянской агиографической традиции также установилось празднование памяти Иустина Философа и отдельно мученика Иустина и других пострадавших с ним. Она содержится под 1 июня в стишном Прологе, переведённом в XIV в., в Великих Минеях Четьих митрополита Макария XVI в., в Житиях Святых, составленных Димитрием Ростовским (конец XVII в.), и в современном календаре РПЦ. В древнейших латинских календарях («Depositio Martyrum», середина IV в.; Иеронимов мартиролог, V–VI вв.) имя Иустина Философа отсутствует. Лишь в середине IX в. Флор Лионский, основываясь на сведениях из сочинений Евсевия Кесарийского и Иеронима Стридонского, впервые указал в мартирологе память Иустина Философа под 13 апреля. Дата была выбрана, по мнению исследователей, на том основании, что под 12 апреля в Иеронимовом Мартирологе была указана память епископа Карпа, диакона Папилы и Агафоники, к рассказу о которых Евсевий Кесарийский присоединил повествование об Иустине Философе в «Церковной истории». Краткая заметка об Иустине Философе под тем же числом содержится в мартирологах Адона Вьеннского (вторая половина IX в.), Узуарда (вторая половина IX в.) и в Римском Мартирологе, составленном в XVI в. кардиналом Цезарем Баронием. В Римско-Католической церкви почитание Иустина Философа получило широкое распространение после первого Ватиканского собора, во время которого ряд епископов подали папе Пию IX ходатайство об установлении общецерковного празднования памяти Иустина Философа. В прошении указывалось, что почитание Иустина Философа могло бы способствовать борьбе с распространявшимися идеями рационализма. По решению Конгрегации обрядов, утверждённому 11 июня 1874 г. папой Пием IX, празднование в честь Иустина Философа было установлено 14 апреля (со статусом «duplex minus»).

 



 
PR-CY.ru