ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 33

В «Диалоге...» используется множество ветхозаветных мессианских пророчеств, большая часть которых присутствует и в других раннехристианских сочинениях, что позволяет исследователям говорить о существовании в древней церкви подборки подобных текстов, так называемых тестимоний. Основными темами этих текстов, толкования которых приводит Иустин Философ, является критика внешнего соблюдения культа и пророчества о Мессии. Помимо ветхозаветных пророчеств Иустин Философ часто упоминает авторитетные для христиан «Воспоминания апостолов», указывая в первой «Апологии», что они читались на богослужебных собраниях христиан. В «Апологии», обращаясь преимущественно к языческой аудитории, Иустин Философ поясняет, что «воспоминания, написанные апостолами» называются также «Евангелиями». В «Диалоге...» основные ссылки на «Воспоминания апостолов» приводятся в цитатах о богосыновстве Иисуса Христа, появлении Вифлеемской звезды, о Его безгласии перед Пилатом, о кровавом поте и других событиях земного пути Сына Божия. В современной науке вопрос о том, какие именно тексты подразумеваются Иустином Философом под «Воспоминаниями апостолов», остаётся открытым. Большинство исследователей считают, что это синоптические Евангелия или Евангелие от Иоанна. Cлово «Евангелие» (благовестие) используется Иустином Философом в «Диалоге...» как для определения того, что возвестили пророки о Христе, так и для обозначения текстов, написанных апостолами. О том, что текст Евангелий наряду с текстом пророчеств Ветхого Завета воспринимался Иустином Философом как сакральный и богодухновенный, говорит введение цитат из него в «Диалог...». Авторитет апостолов, передавших учение Христа, основывается не только на словах пророков, предвозвестивших их проповедь; ученики Христовы «приняли силу», посланную Самим Спасителем после Вознесения, после проповедали учение Христа и возвестили Его явление. В заключении первой «Апологии» Иустин Философ впервые в христианской литературе подробно приводит изложение особенностей литургической жизни христианской общины (т.е. богослужебной практики Римской церкви II в.). Прежде всего, описывается таинство крещения. Те, кто уверовали в истинность учения Христа и пообещали, что будут жить сообразно с ним, «с молитвой и постом» просят у Бога отпущения прежних грехов. Вся община молится и постится вместе с просвещаемыми. «Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водой во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого». Основанием крещения служат слова Христа о рождении свыше (Ин. 3:3–5), пророчество Исаии, возвещающего, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов (Ис. 1:16–20), и свидетельство апостолов: «Так как мы не знаем первого своего рождения и по необходимости родились из влажного семени через взаимное совокупление родителей и выросли в худых нравах и дурном образе жизни, то, чтобы не оставаться нам чадами необходимости и неведения, но чадами свободы и знания, и чтобы получить нам отпущение прежних грехов, – в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно имя произносит тот, кто ведёт приемлющего омовение к купели… А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, Который через пророков предвозвестил все относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый».

 



 
PR-CY.ru