ИУСТИН ФИЛОСОФ - Страница 39

По рукописям исследователям известны и другие песнопения Иустину Философу: анонимный канон без акростиха плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Сегодня обращает честная память мучеников»), кондак с икосом, светильны. В иконописных подлинниках под 1 июня, как правило, отмечена память Иустина Философа и «другого мученика Иустина и иже с ним». Заложенные в текстах подлинников иконографические различия этих святых нашли отражение в изобразительных календарных циклах в сценах мучений и в возрастной характеристике. В греческом иконописном подлиннике (Ерминии), составленном иеромонахом Дионисием Фурноаграфиотом (около 1730 –1733 гг.), описание облика Иустина Философа приведено в разделе «Песнотворцы»: «Иустин, молодой, с круглой бородой, говорит: Иже во Отце и Сыне и Божественном Духе, Бог Святый». Эта характеристика, по мнению исследователей, наиболее полно отвечает часто встречающимся изображениям святого. Там же, в Ерминии, в минейном разделе «Как изображаются страдания мучеников…», описан «святой Иустин Философ, старец с длинной бородой». В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) об Иустине Философе сказано так: «… Подобием рус, власы с ушей кратки, брада аки Козмина (мученика Космы Римского), около шеи плат белый, в руках книга, риза лазоревая, испод светлокрасная»; текст в подлиннике по изданию Сергея Тихоновича Большакова тот же, но с разницей в описании жеста: «рукою благословляет, в левой свиток». Тут же приведено описание облика «Иустина другого, и иже с ним Харитона и Харита жена, Евельписта, Иеракса, Пеона и Валериана. Иустин подобием темнорус, власы кратки и просты, брада аки Богоотца Иоакима, риза багряная, испод дикая, в руке крест». Академик Виктор Доримедонтович Фартусов в начале XX в. в пособии для иконописцев дал следующую характеристику образу Иустину Философу: «…Типа самарян, но из язычников; 61 года, у него небольшая борода, волосы рассыпаны по плечам; одежда – длинная туника и длинный плащ, закинутый за плечо. В руках хартия с его изречением: “Добре ведый, яко часто народным неразсудным судом неповинные осуждаются, яко повинные, и чистые, аки сквернители, обезславляемы бывают, и праведники аки грешники вменяются”. Или: “Есть Существо выше всех существ, непостижимое, Неисповедимое, едино Доброе и Красное, Егоже знания желание благородным душам из начала от Тогожде Самаго есть всаждено: любит бо То от оных познано и видено бытии”. Или с изречением ему старца: “Ум человеческий, не наставленный от Духа Святаго, и верою непросвещенный, Бога никакоже имать ведати и разумети”». Единоличный образ Иустина Философа известен, главным образом, в связи с его включением в минейные циклы.

 



 
PR-CY.ru