ИОВ, Иван - Страница 3

Соборную грамоту в Москву привезли в 1591 г. Тырновский митрополит Дионисий, Гревенский епископ Каллистрат и др. и 20 июня вручили царю. Под текстом приговора Собора восточных иерархов стоят 106 подписей (в том числе подписи трёх патриархов, отсутствует подпись Александрийского первосвятителя, потому что Александрийская кафедра была тогда вакантной), графологический анализ которых показал, что, по крайней мере, 66 из них поддельные. У исследователей нет необходимости сомневаться в факте проведения патриархом Иеремией Собора по поводу возведения Московской кафедры на степень патриаршей, однако исследователи признают, что участников Собора было значительно меньше, чем количество подписей под соборным приговором. Ещё одно послание от Собора восточных иерархов было передано Иову. В нём помимо сообщения о признании патриаршего сана за русским первосвятителем содержалось известие об усвоении Московскому патриарху пятого места в диптихе предстоятелей православных церквей. Помимо соборных посланий Дионисий передал царю, царице, Иову и Борису Годунову грамоты патриарха Иеремии с просьбами о милостыне. В ответных письмах патриарху царя и Иова сообщалось о том, что русский освященный Собор по соизволению царя утвердил поминовение на литургии Московского патриарха на третьем месте, после Константинопольского и Александрийского предстоятелей. Царь также отправил грамоту Александрийскому патриарху Мелетию I Пигасу, подписи которого не было под грамотой 1590 г., с просьбой прислать письмо о признании патриаршего сана Иова. 12 января 1592 г. митрополит Дионисий нанёс прощальный визит Иову и высказал среди прочего просьбу о назначении какого-либо греческого иерарха представителем Русской церкви «у Вселенского Патриарха для ради Соборов и духовных дел», а также для общения с предстоятелями других церквей. От Иова Дионисию были вручены дары для Константинопольского предстоятеля – «сорок соболей да бархат». В 1593 г. в Константинополе в присутствии московского посла Г. Афанасьева состоялся новый Собор восточных иерархов, в котором участвовали Константинопольский, Александрийский (временно управлявший также Антиохийской кафедрой) и Иерусалимский патриархи. Собор, согласившись с возведением предстоятеля Русской церкви в патриарший сан, подтвердил пятое место Русской церкви в диптихе православных церквей. Помимо соборного деяния в Москву были отправлены грамоты Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса царю, царице, Иову, Борису Годунову и дьяку Андрею Яковлевичу Щелкалову. Вместе с посланием Иов получил в подарок посох Александрийского патриарха Иоакима I (1486 или 1487 – 1565/1567 гг., с перерывами), которому ещё при его жизни приписывали совершение чудес. В 1619 г. об утверждении патриаршества на Руси Собором восточных православных иерархов говорил Иерусалимский патриарх Феофан IV при поставлении Московского и всея Руси патриарха Филарета. После возведения русского первосвятителя в сан патриарха укрепился его общественный статус. Были внесены изменения в богослужебные чинопоследования при служении патриарха (сведения о них относятся к более позднему времени).

 



 
PR-CY.ru