ИОВ, Иван - Страница 6

Константинопольский патриарх Иеремия привёз в Москву разрешительную грамоту для скончавшегося в 1556 г. в Троице-Сергиевом монастыре Максима Грека. Иова извещали о чудесах, совершавшихся в Троицкой обители у гробницы преподобного Максима. На следующий год после возведения в сан патриарха Иов послал в Троице-Сергиев монастырь Крутицкого митрополита Геласия для открытия мощей Максима Грека, но Господь не благоволил этому совершиться. Во время осады Нарвы явившийся Фёдору Ивановичу Максим Грек уберёг царя от внезапной смерти, после чего правитель повелел написать образ подвижника. Иов и Фёдор Иванович совершили паломническую поездку в Троицкую обитель, где поклонились гробу святого. Иов соборно свидетельствовал канон «святому и поклоняемому Параклиту», составленный Максимом Греком, который по благословению патриарха переписал инок Исаия (Исторический музей). Во время похода крымских татар на Москву в 1591 г. по распоряжению Иова вокруг столицы был совершён крестный ход с Донской иконой Божьей Матери, которая затем была помещена в походной церкви во имя Сергия Радонежского в русском войске. После ухода крымцев на месте, где стояла церковь с чудотворным образом, был устроен московский мужской монастырь Донской иконы Божьей Матери, к которому ежегодно 3 января совершался крестный ход. Иов способствовал распространению общерусского почитания чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, явление которой произошло за десять лет до его поставления в патриархи. При нём вышло в свет два издания службы этому образу. Перед кончиной Иова в его келейной казне значилось два списка Казанской иконы. На рубеже XVI и XVII вв. в патриаршем Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре на основе домакариевских Четьих-Миней были созданы Чудовские Четьи-Минеи, дополненные Житиями и сказаниями о чудесах русских святых, которые были написаны, в основном, в XV–XVI вв. (ранее высказывалось мнение, что Чудовские Четьи-Минеи представляют копию Великих Миней Четьих, в которую не включены стишной и нестишной Прологи и некалендарные сборники и сочинения; эту точку зрения исследователи считают ошибочной). Одновременно с Чудовскими Четьими-Минеями, написанными полууставом, ещё один комплект Миней, обстоятельства создания которого исследователям неизвестны, был переписан в 1600 г. каллиграфической скорописью (сохранились тома на август и декабрь – Научная библиотека Саратовского университета). При Иове в Москве возобновилось книгопечатание, которое с того времени становится практически непрерывным (не считая вынужденного прекращения издательской деятельности в 1610–1614 гг.). Исследователям известны 22 издания 1589–1606 гг. с упоминанием имени Иова в выходных данных – 21 завершённое и одно начатое при нём (Евангелие 1606 г. печати Анисима Михайловича Радишевского). При Иове в Москве продолжали публиковаться только богослужебные книги, но репертуар их значительно расширился.

 



 
PR-CY.ru