ИОВ, Иван - Страница 10

В назидательной части послание Иова следует посланию Ростовского архиепископа Вассиана I (Рыло) великому князю Ивану III Васильевичу на Угру (1480 г.). В походе против хана по «челобитию» Иова, освященного Собора и Боярской думы воеводы были «без мест». В мае 1601 г. на заседании думы и освященного Собора царь жаловался на бояр, которые «промышляют худо и оплошно» при организации военных походов. Патриарх «призывал к себе бояр» и наставлял, чтобы они «государевым... делом и земским промышляли». На Соборе было принято решение, чтобы воеводы в походе были «без мест». В мае 1604 г. на Соборе с участием патриарха царь заявил о своей готовности выступить против хана Казы-Гирея «за святые Божие церкви и за всё православное христианство». Иов получал от царей Фёдора Ивановича и Бориса Фёдоровича подтверждения на владения патриаршей кафедры. В январе 1595 г. патриаршему дому были подтверждены прежние пожалования половины Ржевской десятины. При Борисе Фёдоровиче царские дары первосвятительской кафедре были многочисленными. Более ранние грамоты Московской кафедре были подтверждены в декабре 1598 г., в частности, грамота митрополиту Афанасию о беспошлинном провозе митрополичьих запасов из Северской земли, не имевшая подтверждения на имя Иова, от 1587 г. В феврале 1599 г. подтверждена «ветхая» грамота митрополиту Афанасию о беспошлинном провозе властями и людьми патриаршего домового нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря «запасов» из рыбных угодий на Волге в Москву, были засвидетельствованы право патриарха судить население своих владений во всём, «апричь душегубства», и освобождение населения от ряда повинностей. 8 июля 1602 г. Борис Годунов подтвердил права, предоставленные патриаршему дому по грамотам от февраля 1599 г. Таким образом, Иову, в основном, удалось сохранить те владения и налоговые льготы, которыми патриарший дом пользовался по грамотам, выданным в 1564 г. царём Иваном IV митрополиту Афанасию. Сохранились многочисленные документы, свидетельствующие об административной деятельности Иова в отношении патриарших вотчин и домовых монастырей, а также светских слуг патриаршего дома в 1590–1605 гг. Из этих документов исследователи особо отмечают уставные грамоты, данные в 1590 г. настоятелям домовых патриарших монастырей Варсонофию, игумену московского Новинского монастыря, и архимандриту Иосифу, настоятелю нижегородского Благовещенского и владимирского Константино-Еленинского монастырей, а также жалованную уставную грамоту 1602 г. архимандриту Константино-Еленинского монастыря Рафаилу. В документах (особенно подробно в первом) предписаны не только нормы крестьянских повинностей, но и порядок отношений крестьян с монастырскими властями. Эти акты – важный источник сведений о позиции высшей церковной власти по «крестьянскому вопросу» в конце XVI – начале XVII вв. Сохранилось много актов, связанных с патриаршим домовым нижегородским Благовещенским монастырём. По просьбе патриарха царь Фёодор Иванович оградил братию Благовещенского монастыря от суда царских наместников, оставив их в ведении главы церкви.

 



 
PR-CY.ru