ИОВ, Иван - Страница 7

В этот период впервые в московской практике были напечатаны Октоих в двух частях (1594 г.), два издания Общей Минеи (1600 г., впервые в истории славянского книгопечатания), Служебник (1602 г.); исследователи не могут исключить причастность патриарха к их редактированию (по мнению исследователей, одним из исправлений, внесённых в Служебник при Иове, стало появление слов «и огнём» в чине великого освящения воды на Богоявление; в 1616–1618 гг. эти слова изымались из чинопоследования справщиками под руководством Дионисия (Зобниновского); в грамотах по этому вопросу царь Михаил Фёдорович писал, что слова «и огнём» в данном чинопоследовании появились «не в давних летех, при державе благочестиваго и христолюбиваго царя и великаго князя Федора Ивановича, всеа Русии самодержца, и при патрияръхе Иеве Московском и всеа Русии»). Исследователи полагают, что при Иове было задумано издание 12-томного комплекта Служебных Миней, начатое при патриархе Гермогене (не завершено, в свет вышли тома на сентябрь-ноябрь, декабрьская книга осталась незаконченной). Помимо Москвы в конце 1580 – середине 1590 гг. действовала типография в Казани. Иов способствовал строительству храмов в Сибири, посылал туда священников, диаконов, отправлял книги, колокола, церковную утварь и проч. В Тобольске, основанном в 1587 г., были сооружены Вознесенская и Троицкая церкви, немного позднее – Спасская церковь. Храмы появлялись и в других сибирских селениях (преимущественно по царским грамотам). По благословению Иова в 1599 г. на Вятке был основан Богоявленский монастырь. В возвращённых в 1591 г. из-под власти шведов городах Ям, Копорье, Ивангород по царскому указу строились православные храмы. Казанский митрополит Гермоген сообщал царю Фёдору Ивановичу об упадке христианства в Казани, Казанском и Свияжском уездах. В ответной грамоте 1593 г. царь указал поселить новокрещёных татар в отдельной слободе, прекратить строительство мечетей и разрушить недавно сооружённые, запретил православным вступать в браки с иноверцами и поступать к ним в услужение. В самом начале патриаршества Иов оказал поддержку Грузинской церкви. В 1587 г. кахетинский царь Александр принёс присягу царю Фёдору Ивановичу, который взял на себя обязательство защищать Кахети от османов. В титул русского царя были внесены слова «государь Иверские земли». В октябре 1588 г. Александр обратился в Москву с просьбой в связи с плачевным состоянием церкви в Кахети прислать «для исправления православной веры христианской учительных людей». Русские власти понимали важность укрепления позиций православия в христианском царстве, оказавшемся во враждебном мусульманском окружении. Иов направил в Кахети делегацию духовенства во главе с бывшим казначеем Троице-Сергиева монастыря старцем Закхеем (Суровцевым), который вручил царю Александру иконы Богоявления и «новоявленного великого чюдотворца» св. Василия Блаженного, царице – образы Богоматери «Одигитрия» и Василия Блаженного, трём царевичам – иконы св. митрополитов Петра, Алексия и Ионы. Католикосу-патриарху Восточной Грузии (Мцхетскому) Николаю Иов послал образ Спасителя в серебряном окладе. Для росписи грузинских церквей Иов направил в Кахети трёх иконописцев.

 



 
PR-CY.ru