ИСИХАЗМ - Страница 18

Исследователи не забывают и о литературной стороне: любовные образы и лексика, присутствующие в сочинениях многих западных и некоторых восточных мистиков (особенно в «Гимнах» Симеона Нового Богослова), в значительной степени восходят к библейской книге Песнь Песней или объясняются поэтической формой этих сочинений, а также невозможностью выразить сильный мистический опыт обычными языковыми средствами. Наибольший вклад в изучение исихазма внесла западная католическая наука. До XX в. эта деятельность проходила преимущественно в сфере издания святоотеческих текстов и была продолжена в XX в. на новом уровне. Внимание папского престола к диалогу с восточно-христианскими конфессиями, публикации Осера, деятельность монастыря Шевтонь в Бельгии и появление русской диаспоры на Западе стимулировали рост внимания католического мира к восточно-православной духовности. В рамках грандиозного проекта по созданию целого корпуса многотомных католических энциклопедий по разным отраслям церковных наук (DTC, DACL, DHGE и др.) в течение более полувека (с 1937 по 1995 гг.) шла работа над фундаментальным «Словарём аскетической и мистической духовности» (DSAMDH), который даёт сводку исследований как по западной, так и по восточной христианской традициям. Определённый итог в систематизации и популяризации исихазма на Западе подвела книга кардинала Фомы Шпидлика. Весомый вклад в изучение восточной духовности внесли также научные межконфессиональные конференции в монастыре Бозе (Италия), по итогам которых издан ряд сборников. В издании и изучении отдельных памятников исихастской литературы и исихазма в целом в последние 20 лет особое значение имеют многочисленные работы А. Риго. Ряд зарубежных специализированных периодических изданий посвящён изучению истории монашества и аскетики. Отдельные католические монастыри являются центрами изучения монашеских традиций различных направлений и Орденов. В дореволюционной России академическая богословская наука начала активно развиваться с запозданием по сравнению с Западом – лишь с середины XIX в. Изучение православной аскетики проходило, в основном, в рамках пастырского богословия. Специальные работы Павла Петровича Пономарёва, Сергея Михайловича Зарина, Петра Михайловича Минина и архиепископа Алексия (Дородницына) составляли редкое исключение. В советский период в связи со строгим контролем государства над светским и богословским образованием и ограниченными возможностями церковной печати развитие православной науки было сильно затруднено. В частности, остался нереализованным проект архимандрита Иннокентия (Просвирнина) по созданию курса русской патрологии. В постсоветское время из-за медленного развития в России патрологии изучение исихазма также практически не продвинулось. Определённым этапом стало появление в 1995 г. сборника «Синергия», где впервые была предпринята попытка представить ряд концептуальных исследований и библиографию по исихазму. Значительной вехой стала публикация в 2004 г. ИАБ («Исихазм. Аннотированная библиография») - справочника, явившегося первой попыткой создать сводную библиографию источников и исследований по исихазму. К числу основных недостатков ИАБ, отчасти вызванных не зависевшими от авторов причинами, исследователи относят явную неполноту и неравноценность представления материала в разных разделах, учёт литературы без проверки de visu и отсутствие предметного указателя.

 



 
PR-CY.ru