ИРИНЕЙ Лионский - Страница 42

Литургическое почитание Иринея Лионского имело преимущественно локальный характер и было сосредоточено в Лугдуне. Этим исследователи объясняют отсутствие сведений о праздновании памяти Иринея Лионского в галльских литургических книгах VII–VIII вв., в том числе происходивших из Бургундии. Исследователи предполагают, что самые ранние сведения о литургическом почитании Иринея Лионского содержатся в источниках африканского происхождения, однако плохая сохранность текстов не допускает однозначной интерпретации. Так, в Карфагенском календаре (первая половина VI в.) между 24 и 29 июня (точная дата исследователям неизвестна) упоминается о памяти «S.E... martyris», что исследователи готовы понять как указание на память Иринея Лионского. В латинском Синайском календаре (рукопись создана в IX в.) под 26 июня указана память св. Ирины (Иринея?). О праздновании памяти Иринея Лионского под 28 июня впервые упоминается в галльской редакции (конец VI в.) Мартиролога Иеронима: «В Лугдуне, в Галлии, епископа Иринея с 7 прочими (мучениками)». Несмотря на то что к этой редакции восходят почти все средневековые западные календари, упоминание о памяти Иринея Лионского в них часто опускалось. Так, согласно А. Кантену, память Иринея Лионского была пропущена в Мартирологе Беды Достопочтенного (первая половина VIII в.). В календаре из аббатства св. Ремигия в Реймсе (IX в.) к упоминанию о памяти Иринея Лионского добавлены сведения о том, что вместе со святым пострадали «почти все жители его города». В неаполитанском Мраморном календаре (первая пол. IX в.) память Иринея Лионского указана под 27 июня. Память Иринея Лионского включена в те «исторические» Мартирологи, которые были составлены в Лионе и во Вьенне. Самым ранним из них является Мартиролог начала IX в. из Лиона, его составитель широко использовал местные агиографические источники. Здесь в кратком сказании об Иринее Лионском (под 28 июня) приведены сведения из его Мученичества. Флор Лионский (середина IX в.) под тем же числом включил сказание об Иринее Лионском в переработанную им версию Мартиролога Беды Достопочтенного. Это сказание без существенных изменений воспроизведено в Мартирологе Адона Вьеннского. Напротив, в Мартирологе Узуарда сказание об Иринее Лионском значительно сокращено, однако составитель указал на свидетельство Иеронима Стридонского. В других каролингских церковных календарях (Малом Римском Мартирологе, Мартирологе Рабана Мавра) память Иринея Лионского отсутствует. В средневековых литургических книгах, использовавшихся в Лионе, память Иринея Лионского значится под 28 июня (в календаре XIII в. из кафедрального собора, в календаре XIV в. из церкви св. Иуста). Однако в булле Римского папы Иннокентия IV, адресованной каноникам церкви св. Иринея (1245 г.), сообщается о праздновании памяти Иринея Лионского 3 июля. Исследователи полагают, что перенесение дня памяти Иринея Лионского было связано с тем, что 28 июня совершалась вигилия праздника апостолов Петра и Павла (в 1410 г. приор церкви св. Иринея также указывал на то, что совпадение памяти Иринея Лионского с вигилией праздника апостолов препятствовало торжественному поминовению святого).

 



 
PR-CY.ru