ИПАКОИ - Страница 10

На практике ипакои обычно читаются, за исключением ипакои Пасхи. В современных изданиях богослужебных книг ипакои помещается в воскресных службах «Октоиха» на утрене (для исполнения после тропарей по непорочнах), а также в праздничных последованиях годового круга: в Недели св. праотец и св. отец перед Рождеством Христовым, на Рождество Христово, Богоявление, память св. апостолов Петра и Павла, Успение Пресвятой Богородицы, в Неделю ваий, на Пасху и Антипасху. Кроме того, в последовании Донской иконы Божьей Матери (19 августа) есть ипакои, составленный по образцу ипакои Успения. В современных греческих «Минеях» есть ипакои на Рождество Пресвятой Богородицы «Дверь непроходимую» второго гласа. Воскресные ипакои «Октоиха» исполняются после тропарей по непорочнах на утрене. Согласно дониконовскому «Типикону», воскресные ипакои пелись на повечерии, часах и изобразительных (сейчас его место занимает кондак воскресный), в связи с этим в современных книгах сохранилось употребление воскресного ипакои в конце воскресной полунощницы, а также указание в тексте первого часа по Часослову, что, по мнению исследователей, противоречит указаниям современного «Типикона». В тех праздничных последованиях «Минеи» и «Триоди», где есть ипакои, они исполняются после третьей песни канона утрени, а в других службах суточного круга не употребляются. Исключение составляет ипакои Пасхи, который используется на утрене, в пасхальных часах, на литургии, на молебне и при шествии на трапезу с артосом. Употребление пасхального ипакои исследователи сравнивают с употреблением воскресного ипакои по дониконовскому уставу, в ряде случаев ипакои Пасхи выступает в роли тропаря Пасхи (например, после входа на литургии, после трёхкратного пения тропаря «Христос воскресе» исполняются ипакои Пасхи, «Слава, и ныне:», кондак Пасхи; схема «тропарь – «Слава, и ныне:» – кондак» для пения после входа на литургии характерна для великих Господских и Богородичных праздников). Ипакои великих праздников не употребляются в дни попразднства, в соответствующих последованиях в «Минее» на их месте помещаются седальны. Исключение составляют дни отдания некоторых больших праздников (31 декабря, 14 января, 23 августа), а также день празднования Собору Пресвятой Богородицы (26 декабря). Ипакои в праздничных последованиях не повторяются и не соединяются со «Слава, и ныне:». При соединении последований, одно из которых содержит ипакои, седальны с ипакои соединяются по-разному. В некоторых Марковых главах современного «Типикона» ипакои нарочито отделяется от седальнов (в Неделю св. отец ипакои указан после икоса, перед седальнами). В других случаях ипакои трактуется как один из седальнов и включается в общую группу этих песнопений. Ипакои Антипасхи был включён в текст благодарственной молитвы после обеденной трапезы.



 
PR-CY.ru