ИПАКОИ - Страница 7

В дни предпразднства Рождества Христова после третьей песни канона указано пение певцом и народом «с хирономией» ипакои четвёртого плагального гласа «Начаток языков» (23 декабря; в современной «Минее» ипакои помещён после третьей песни в день праздника) и «Свирелей пастырских» (24 декабря). Те же гимны повторяются и в день праздника: «Свирелей пастырских» с богородичном «Повеленное тайно» указан как седален после третьей песни канона на паннихис, а на утрене после второй кафизмы («Рече Господь Господеви моему») с аллилуиариями указано пение певцом и народом «с хирономией» ипакои «Начаток языков». На Богоявление по полиелее пелся ипакои «Егда явлением Твоим» первого плагального гласа. На отдание праздника (13 января) тот же гимн помещён после третьей песни канона и назван катавасией, указан характерный для ипакои способ исполнения – певцом и народом «с хирономией». В день апостолов Петра и Павла (29 июня) после стихословия кафизм пелся ипакои «Кая темница не име тебе юзника» первого плагального гласа (в современных «Минеях» – ипакои после третьей песни канона). На Успение Пресвятой Богородицы между стихословием кафизм и чтением указано пение ипакои «Блажим Тя вси» четвёртого плагального гласа (в современных «Минеях» этот ипакои помещён после третьей песни канона), в день отдания праздника (23 августа) этот гимн пелся после третьей песни канона. На Пасху и в Светлые среду и субботу после третьей песни указан тот же ипакои, что и в современной «Цветной Триоди», – «Предварившия утро» четвёртого гласа. В понедельник, во вторник, в четверг и в пятницу Светлой седмицы после третьей песни указаны воскресные ипакои соответственно второго, третьего, первого плагального и второго плагального гласов – «По страсти шедшя», «Удивляя видением», «Ангельским зраком ум», «Вольною». В пятницу второй седмицы после Пасхи после третьей песни назначен воскресный ипакои первого гласа «Разбойничо покание», в недели четвёртую (о расслабленном) и пятую (о самаряныне) после Пасхи указан ипакои гласа после третьей песни, если нет гимна святому; в шестую (о слепом) и седьмую (святых отец) недели после Пасхи – ипакои гласа после полиелея, также если нет гимна святому. В Неделю всех святых, если есть празднуемый святой, после второго стихословия («Возлюблю Тя, Господи») пелся ипакои гласа. В «Мессинском Типиконе» (1131 г.) в воскресные дни назначен ипакои гласа (в Неделю после Рождества Христова, Неделю о мытаре и фарисее, Неделю третью после Пасхи). В воскресенья и большие праздники пение ипакои указано после кафизм (включая полиелей), но на Пасху и во всю Светлую седмицу – после третьей песни канона, а в Неделю Антипасхи ипакои первого гласа вновь указан после кафизм. Ипакои должен был петься «с хирономией» протопсалтом и певцами, назначенными экклиcиархом, стоя, с зажжёнными светильниками на подсвечнике (указания 25 декабря и 6 января).

 



 
PR-CY.ru