ИПАКОИ - Страница 5

Согласно «Студийско-Алексиевскому Типикону» (Исторический музей, 1170 гг.), ипакои могли петься по кафизмах или после третьей песни канона. Обычной практикой для воскресных дней было, по мнению исследователей, пение воскресных ипакои по обеих кафизмах: так указано для Недели о блудном сыне, первой и тртььей недель Великого поста, Недели после Рождества Христова. В мясопустную и сыропустную недели после первой кафизмы указан воскресный ипакои рядового гласа, а после второй – ипакои данной недели, оба шестого гласа. Для Недель св. праотец и св. отец описан обратный порядок пения ипакои: после первой кафизмы пелись гимны на темы этих праздников, оба шестого гласа (в современных книгах находятся после третьей песни канона), а после второй кафизмы – воскресные гимны рядового гласа. В статье Типикона на Неделю св. праотец помещено указание о способе исполнения ипакои, а в статье на Неделю св. отец дана отсылка к этому указанию. На Рождество Христово и на его отдание после первой и второй кафизмах пелись ипакои восьмого гласа и пятого гласа с богородичнами. На Богоявление и на его отдание после кафизмов указаны ипакои первого гласа и четвёртого гласа с богородичнами; при совпадении отдания праздника с воскресным днём после первой кафизмы пелся воскресный ипакои, а после второй кафизмы – второй ипакои праздника. На значимый для студийской традиции праздник Феодора Студита (11 ноября) после кафизмов указано пение ипакои святого восьмого гласа с богородичнами. В Лазареву субботу и в Неделю ваий после первой кафизмы пелись ипакои второго гласа и шестого гласа соответственно), а после второй кафизмы – седален праздника. Такое же распределение гимнов на Введение во храм Пресвятой Богородицы (после первой кафизмы – ипакои четвёртого гласа) и на Сретение Господне (после первой кафизмы – ипакои второго гласа). На Благовещение ипакои также пелся только после первой кафизмы (восьмого гласа), после второй кафизмы указан тропарь дня, а при совпадении с Лазаревой субботой, Неделей ваий, Великим понедельником или Великим четвергом – ипакои дня. В описании службы Успения Пресвятой Богородицы гимн по непорочнах восьмого гласа назван катавасией (в современных «Минеях» тот же гимн помещён после третьей песни канона и носит название ипакои). Ипакои после третьей песни канона встречаются гораздо реже, чем после кафизм. В пасхальной службе после третьей песни канона содержится тот же гимн, что и в современных книгах, – четвёртого гласа. На память седьмого Вселенского собора «о святых иконах и память святаго Феофана, творца канонов» (11 октября) после третьей песни указано пение ипакои. В предпразднство (24 декабря) и попразднство (30 декабря) Рождества Христова после третьей песни назначено пение ипакои восьмого гласа (в современной «Минее» – седален после второй кафизмы). Согласно «Евергетидскому Типикону» (первая четверть XII в.), в воскресные дни ипакои гласа пелся после кафизм (к которым могли присоединяться полиелей и/или непорочны, считавшиеся наравне с кафизмами) и воскресных седальнов; после ипакои указаны чтения (не всегда) и степенны. В описании воскресного бдения в период Четыредесятницы св. апостолов (Петрова поста) после первого стихословия указан воскресный седален, после второго – ипакои гласа.

 



 
PR-CY.ru