ИПАКОИ - Страница 6

Со второй по пятую неделю Великого поста ипакои гласа назначен после полиелея. В ряд недель периода Пятидесятницы (о расслабленном, о самаряныне, о слепом) воскресный ипакои назначался после третьей песни канона, если не было соответствующего седальна празднуемого в этот день святого, если же был, то воскресный ипакои должен был петься после полиелея; тогда же, после полиелея, назначено пение воскресного ипакои в Неделю св. отец Никейского собора. При совпадении воскресенья с другим празднованием воскресный ипакои пелся после второй кафизмы, т.е. средним в последовательности песнопений после стихословий – между воскресным седальном (после первой кафизмы) и седальном празднования (после третьей кафизмы или по другой части Псалтири). Так, в Неделю Православия указаны воскресный седален после первой кафизмы, воскресный ипакои после второй кафизмы и седален св. пророков после полиелея. В Неделю всех святых воскресный ипакои назначен после второй из двух кафизм. На память апостолов Петра и Павла (29 июня) если всего на утрене назначалось три кафизмы, то воскресный седален пелся после первой кафизмы, а воскресный ипакои – после второй, если же звучало две кафизмы, то воскресный ипакои опускался. На праздник Успения Пресвятой Богородицы если на утрене звучало три кафизмы, то после второй кафизмы пелся воскресный ипакои, а после третьей кафизмы – ипакои Богородицы. Особые праздничные ипакои в «Евергетидском Типиконе» связаны только с самыми значительными вехами церковного года – Рождеством Христовым, Богоявлением, днём апостолов Петра и Павла, Успением Пресвятой Богородицы и Пасхой. Здесь отсутствует целый ряд праздничных ипакои, указанных в «Студийско-Алексиевском Типиконе», например, Недели ваий, Великих понедельника, вторника, среды и четверга, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Сретения и Благовещения. Такая разница, по мнению исследователей, объясняется влиянием константинопольской традиции, где место ипакои часто занимали тропари. В два последних воскресенья перед Рождеством Христовым после полиелея указаны либо воскресные седальны (в Неделю св. праотец), либо ипакои гласа (в Неделю св. отец), а после непорочнах с их воскресными тропарями – праздничные ипакои: если рядовой глас второй, второй плагальный, четвёртый или седьмой, то пелся гимн «В росу детем» (в современных «Минеях» – ипакои после третьей песни канона Недели св. праотец), если же рядовой глас третий, первый плагальный, первый или четвёртый плагальный, то пелся гимн «Ангел отроков» (в современной «Минее» – ипакои после третьей песни канона Недели св. отец). Как и в «Студийско-Алексиевском Типиконе», в статье на Неделю св. праотец помещено указание о способе исполнения этих ипакои: сначала гимн исполняет певец, затем – народ «с хирономией», потом певец поёт стих «Воскликните Господеви» с ипакои «Ангел отроков» или стих «Боже, ушима нашима» с ипакои «В росу детем», а народ поёт конец ипакои: «Есть бо жизнь» или «Начальниче жизни нашея», после чего следуют чтение и степенны гласа.

 



 
PR-CY.ru