ИПАКОИ - Страница 8

Инципиты ипакои указываются сравнительно редко: на Рождество, Введение, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы – «Блажим Тя вси роди» четвёртого плагального гласа (тот же ипакои указан на соединение Благовещения с Великим четвергом, с воскресным днём, с субботой св. праведного Лазаря и с Великим понедельником), в Неделю св. праотец – «Ангел отроков» (глас не указан), в Неделю св. отец – «В росу детем» второго гласа, на Рождество Христово – «Начаток языков», на Богоявление – «Егда явлением Твоим просветил еси» первого плагального гласа, на Сретение – «Яко возведеся» второго гласа, в Неделю ваий – «С ветвьми воспевше прежде» второго плагального гласа, на Пасху – «Предварившия утро» четвёртого гласа, в Неделю третью после Пасхи – «По страсти» второго гласа, в день памяти св. апостолов Петра и Павла – «Кая темница» первого плагального гласа. Нотированные версии ипакои присутствуют в певческих книгах константинопольской кафедральной традиции, хотя из-за позднего происхождения их списков исследователи предполагают, что эти песнопения были включены туда из студийской практики. Так, ипакои фиксировались в «Псалтиконах» (книгах для сольного исполнения; например, 1318 г.) и «Асматиконах» (книгах для хора). Список кафедральной песненной «Псалтири» начала XV в. содержит нотированные в мелизматическом стиле ипакои на Рождество Христово «Начаток языков» четвёртого плагального гласа и на Богоявление «Егда явлением Твоим просветил еси всяческая» первого плагального гласа; там же в описании Недель св. праотец и св. отец указан ипакои «Ангел отроков»; как отмечает Мигель Арранц, на воскресной утрене он пелся после второго антифона (Пс. 118:1–72). В cлавянских «Кондакарях», продолживших традицию «Псалтиконов» и «Асматиконов», ипакои выписаны с кондакарной нотацией, также подразумевающей мелизматический, праздничный характер песнопения. Ипакои содержатся в Благовещенском (Российская национальная библиотека, конец XII – начало XIII вв.), Троицком (Лаврском) (Российская государственная библиотека, конец XII – начало XIII вв.) и Успенском (Исторический музей, 1207 г.) «Кондакарях». Воскресные ипакои восьми гласов в Благовещенском «Кондакаре» помещены в одном разделе с воскресными кондаками (Российская национальная библиотека), а в Троицком и Успенском «Кондакарях» – отдельно. В Благовещенском «Кондакаре» помещены следующие праздничные ипакои: на Рождество Пресвятой Богородицы восьмого гласа (в современной «Минее» – седален после полиелея), архангелу Михаилу – на подобен (глас не указан), на Рождество Христово (Российская национальная библиотека). Праздничные гимны, носящие в Уставах студийской традиции название ипакои, в славянских «Кондакарях» часто именуются катавасиями. В Троицком и Успенском «Кондакарях» это – гимны на Рождество Христово (оба восьмого гласа; во всех трёх указанных памятниках – гимны на Богоявление пятого гласа, на Пасху четвёртого гласа, на память св. апостолов Петра и Павла пятого гласа, на Успение Пресвятой Богородицы восьмого гласа).

 



 
PR-CY.ru