ИПАКОИ - Страница 3

Оба текста обозначены в «Лекционариях» как ипакои. С другой стороны, в грузинских «Тропологиях» впервые встречается обычай выписывать ипакои отдельной группой в конце сборника, после минейно-триодной части. В рукописях представлен совершенно иной, по  мнению исследователей, более поздний, чем в «Лекционариях», пласт текстов ипакои, и расширен состав праздников, на которые полагаются песнопения. Указаны ипакои Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, св. Стефана и мучеников, апостолов, св. патриархов, Богоявления, преподобного Антония, Явления Креста, праздника светильников, св. Лазаря, Введения во храм Пресвятой Богородицы, понедельника, вторника и субботы Страстной седмицы, Недель о Фоме и о расслабленном, младенцев, избиенных Иродом, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Рождества Иоанна Предтечи, Преображения Господня, Рождества и Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Энкении (Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме; в русской традиции именуется Воскресением словущим) и Воздвижения Креста Господня. Кроме того, в синайских рукописях сохранился осмогласный комплект покаянных ипакои, нигде более не встречающихся. На X–XIV вв. приходится расцвет жанра: сохраняется значительное количество древних текстов, появляются новые праздничные ипакои и их новая разновидность – воскресные ипакои. Исследователи отмечают определённую терминологическую непоследовательность: один и тот же текст ипакои в разных рукописях может фиксироваться на своём месте в службе, но под другим жанровым определением, к примеру как седален или как катавасия, как полагают исследователи, потому, что все эти жанры могут исполняться на одном и том же месте в праздничной службе – после третьей песни канона. В греческих «Типиконах» южноиталийских редакций, изданных Т. Тоскани, ипакоями называются величания на праздники. Подобные разночтения свидетельствуют о том, что в данный период жанровая система была ещё неустойчивой, и обозначение жанра было обусловлено влиянием того или иного устава или традиции, к которой относилась конкретная рукопись. В списках «Типикона Великой церкви» встречаются отдельные упоминания о пении ипакои не только на утрене, но и на вечерне. По мнению Хуана Матеоса, в будни с ипакои (как и с тропаря) могла начинаться первая часть утрени в нартексе, после чего следовал первый, неизменяемый, антифон (Пс. 3, 62, 133), а способ исполнения ипакои был аналогичен способу пения тропарей с изменяемыми псалмами: в начале и в конце псалма (после «Слава, и ныне:») – полностью, а после каждого стиха в середине псалма – только окончание. Исследователи отмечают, что в целом для списков «Типикона Великой церкви», как и для певческих книг этой традиции, свойственна вариативность гимнографической терминологии: одни и те же гимны в разных списках могут иметь различное название. В списке «Типикона» кипрского происхождения (1329 г.) для Недели св. праотец описано исполнение певцом ипакои в начале утрени: певец произносит «Благослови, владыко» и после начального благословения патриарха поёт ипакои, после чего патриарх читает молитву первого антифона (тот же порядок предписан и для Недели св. отец); здесь также упоминается о дополнительной части ипакои – периссии.

 



 
PR-CY.ru