ИПАКОИ - Страница 9

Гимн шестого гласа в Троицком и Благовещенском «Кондакарях» озаглавлен (Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека). Только в Благовещенском «Кондакаре» содержится катавасия Вербной недели (без указания гласа; Российская национальная библиотека). В Благовещенском и Успенском «Кондакарях» катавасией назван гимн на Сретение Господне (глас не указан; Российская национальная библиотека). Песнопение на Воздвижение Креста шестого гласа, определённое в других источниках как ипакои, в Благовещенском, Троицком и Успенском «Кондакарях» названо тропарем (Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека, Исторический музей). В греческих нотированных «Кондакарях», имеющих более позднюю датировку, чем славянские, содержатся подборки воскресных ипакои (например, в списке 1288–1289 гг.) и отдельные ипакои праздников. В византийской традиции для воскресных ипакои помимо мелизматической версии зафиксирована так называемая краткая версия, например, в «Октоихе» 1318 г., составленном, как полагают исследователи, уже для богослужения по Иерусалимскому уставу. Здесь ипакои записаны не отдельно, а внутри каждого гласа, среди других воскресных песнопений. Поскольку славянские нотированные «Октоихи» данного периода не сохранились, исследователям не знают, существовала ли аналогичная славянская будничная версия, однако в её пользу говорит тот факт, что в ненотированных «Октоихах» ипакои записываются по гласам наряду с другими воскресными песнопениями. Помимо указанных рукописей ипакои исследователи встречают в «Минеях» и «Триодях» в соответствующих службах. С распространением афонской версии Иерусалимского устава значение ипакои в богослужении приближается тому, которое оно имеет в современной практике. Утрачиваются стихи псалма, к которым ипакои служили припевами, уменьшается количество текстов, стабилизируется их состав, утрачивается традиция праздничного мелизматического распевания большинства ипакои. В итоге в настоящее время ипакои чаще читается, нежели поётся. В русской традиции ипакои был распет столповым знаменным распевом; как правило, это фиксировалось в наиболее полных «Октоихах». Встречается также распев с ремаркой «большое знамя», содержащий мелизматические формулы (например, в записи дробным знаменем: Российская государственная библиотека, 1613–1645 гг.). Исследователям известен авторский распев воскресных ипакои восьми гласов архимандрита Исаии (Лукошкова; ум. около 1621 г.), выполненный им на основе большого распева усольской традиции. Согласно старообрядческому Выговскому Уставу (Саратов, 1913 г.), ипакои воскресный «поют на правом крылосе всегда по знамени без канарханья стоя». В поморском «Октае», как правило, ипакои фиксируется столповым знаменным распевом (но может и отсутствовать). В современном греческом богослужении воскресные ипакои могут исполняться согласно «Анастасиматарию» Петра Пелопоннесского (1820 г.; в нотации Нового метода), где они изложены на все гласы кратким ирмологическим мелосом.

 



 
PR-CY.ru