ИПАКОИ - Страница 2

Каждому тексту предшествует указание «И говорят ипакои», хотя, судя по контексту – исполнение народом или клириками, – скорее всего, как полагают исследователи, подразумевается хоровое пение на достаточно простые мелодии, возможно, в виде мелодической речитации. В «Лекционариях» содержатся ипакои только для больших праздников, таких как Рождество Христово, Богоявление (на вечерне и на освящение воды), Вход Господень в Иерусалим, Великий понедельник, Великий четверг (на умовение ног), Великая пятница (во время шествия по местам Страстей Христовых и на омовение Креста), Великая суббота (на крещении оглашенных) и Воздвижение Креста Господня. Самые большие группы ипакои встречаются в службах Великой пятницы и Воздвижения (так называемые ипакои Креста). Некоторые тексты этих древнейших ипакои встречаются только в этой группе источников, другие сохранились в современном богослужении, хотя почти все поменяли жанровую принадлежность. Например, на Рождество Христово указаны ипакои «Слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк. 2:14) и «Исаие, ликуй,/ Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила» (ныне ирмос девятой песни канона пятого гласа), на великое освящение воды в день Богоявления – «Ко гласу вопиющаго в пустыни:/ уготовайте путь Господень» (Ис. 40:3; в современном богослужении – начало одного из тропарей царских часов навечерия Богоявления). В Великую субботу после совершения таинства крещения новообращённые входят в храм с пением ипакои «Елицы во Христа креститеся». Некоторые ипакои в современном богослужении не только существуют в ином жанровом определении, но и поются в другие дни и на другие гласы. Особенно много сохранилось ипакои из ночной службы Великой пятницы. Например, ипакои седьмого гласа «О Иудина окаянства» в неизменном виде исполняется ныне как стихира первого гласа на «Господи, воззвах» в Великую среду, а ипакои «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела?» и «Егда предстал еси Каиафе, Боже» в неизменном виде стали седальнами соответственно шестого и двенадцатого антифонов «Последования Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» в Великую пятницу. Всего в этот период насчитывается около 50 различных текстов ипакои, все они выписываются на своём месте в службе, причём в силу специфики этого типа книг (в «Лекционариях», в первую очередь, приводятся указания на чтения из Ветхого и Нового Заветов) большинство из них указано только в виде инципитов, за исключением приложения к рукописи, где часть текстов выписана полностью. Палестинская традиция VIII–X вв. зафиксирована в грузинских «Тропологиях». Эти сборники изначально являлись гимнографическими приложениями к «Лекционариям», поэтому гимнографические тексты, которые в «Лекционариях» выписаны лишь инципитами, в «Тропологиях» фиксируются полностью. С одной стороны, в «Тропологиях» сохраняется древняя традиция употребления и фиксации ипакои: большинство текстов, известных исследователям по «Лекционариям», встречаются на тех же местах в службах, хотя в некоторых случаях эти тексты помещены без указания жанра. Так, в рукописи на освящение воды в день Богоявления указано: «Когда выходят на освящение воды, говорят, глас 4: “Ангельское воинство ужасеся... (текст целиком)”. Когда же по возвращении входят (в церковь) – глас 4: “Ко гласу вопиющаго в пустыни... (текст целиком)”».

 



 
PR-CY.ru