ИШВАРА - Страница 7

В качестве мотивировки создания мира ведантисты предлагают незаинтересованное развлечение (лила), отводят обвинение Божества в жестокости и несправедливости «переадресовкой» судеб живых существ в область действия закона кармы, утверждают, что Ишвара лишь распределитель результатов действий живых существ, за совершение которых они ответственны сами. В «Ньяя-сутрах», написанных в то же время, что и «Брахма-сутры», позиции «наивного теиста», настаивающего на том, что Ишвару следует признать единственной причиной человеческих действий, и антитеиста, утверждающего, что только тот, кто эти действия реализует, несёт ответственность за своё «плодоношение», гармонизируются благодаря точке зрения «разумного теиста»: без Ишвары этого «плодоношения» быть не может, но за сами действия отвечают те, кто их совершили. Ишваравадины не отвечали на казуистические построения буддийских диалектиков, предлагавших без всякого рационального основания признавать необходимость одновременного произведения всех вещей или ни одного и обсуждать, не должно ли само Божество быть произведённым или «в каком месте» оно могло создать мир, и т.д. Среди теистических движений периода ранних школ вполне определённо обозначается и одно из направлений санкхья-йоги. Это подтверждается и главой эпической «Мокшадхармы», в которой была сделана попытка разобраться, в чём санкхья и йога едины, а в чём расходятся. Первый пункт расхождения в том, что йогины обосновывают своё превосходство над санкхьяиками риторическим вопросом: «Как освободится не имеющий Ишвары?», чему санкхьяики противопоставляют своё «знание всех путей» этого мира. Из параллелей с классической йогой, в которой Ишвара мыслился как особый, высший духовный субъект-пуруша, исследователям нетрудно предположить, что в тех случаях, где в знаменитых перечнях мировых начал санкхьяиков к 25-му началу (пуруша-Атман) добавлялось и 26-е, соответствующее «высшему Атману», можно видеть элементы йогического прототеизма. Это начало характеризуется как «чистое, просветлённое, неизмеримое и вечное», объектом его созерцания являются начала 25 (пуруша) и 24 (первоматерия), но оно не мыслится как онтологически отличное от первого. Эта «подготовительная работа» раннего индийского теизма позволяет исследователям понять, как впоследствии функционировали три классические версии индийского теистического мировоззрения: «слабая» (Ишвара как автор сакральных текстов и учитель человечества, лишённый космогонических функций, – классическая йога), «средняя» (Ишвара как «демиург» и «диспетчер» полуиллюзорного мира, принимаемый в этом качестве на уровне начальной истины, – адвайта-веданта), «сильная» (Ишвара как настоящий дизайнер реального мира и гарант закона мировой ретрибуции – ньяя, вайшешика, веданта Бхаскары). Ишвара как образец для подражания подвижников и мудрецов и поэтому объект для медитации раскрывается в текстах йоги. В «Йога-сутрах» и в комментарии Вьясы допускается, что достижение сосредоточения осуществимо, помимо овладения прочими средствами психотехники, и посредством предания себя Ишваре, а также что сосредоточение сознания на священном слоге Ом, который есть знак Ишвары, позволяет йогину постичь собственную сущность и избавиться от «препятствий» в виде болезней и т.д.

 



 
PR-CY.ru