ИШВАРА - Страница 8

Ишвара определяется как особый духовный субъект-пуруша, отличный от прочих тем, что его не затрагивают кармические последствия совершённых действий, и в нём локализуется «семя всезнания» (букв. – «всезнающего»), и что он был учителем даже самых древних учителей. Cогласно субкомментарию к «Йога-сутрам» Вачаспати Мишры, Ишвара должен быть признан составителем Вед и медицинской науки Аюрведы, ибо человеческого знания не хватило бы на то, чтобы соответствующим образом сочетать ведийские слоги и рекомендуемые медицинской наукой травы. Единодержавие Божества он объясняет социально-политическими аналогиями: Ишваре подобает высшая форма правления в мире, монархическая, т.к. при «совместном правлении» многих божеств было бы лишь «представительское собрание», при котором не было бы централизации власти. Концепция Ишвары в адвайта-веданте претерпела эволюцию. У Шанкары Ишвара (часто «высший Ишвара») – фактически синоним Брахмана, Атмана, «высшего Брахмана», «высшего Атмана»; Ишваре приписываются сознательность, единственность, вездесущесть, неизменность, совершенство, самодостаточность, всеведение, чистота, освобождённость. Как и Атман, Ишвара есть «истинная душа» человека, и в то же время он направляет его душу; как и Брахман, он – причина и создатель мира. В качестве первоначала, наделённого различными атрибутами, Ишвара трактуется как объект медитации и богопочитания. Одно из немногих, но существенных различий состоит в том, что для Шанкары «сущность Ишвары», прежде всего, креативная деятельность в мире, является иллюзорной, соответствующей лишь уровню относительного знания, тогда как об «относительности» сущности Брахмана он нигде не упоминает. Эту двузначность «урегулировали» ученики и последователи Шанкары, в результате чего в поздней адвайте (например, у Мадхавы или Садананды, XV–XVI вв.) Ишвара уже не смешивается с высшим Брахманом, т.к. находит свою «онтологическую» нишу, став раз и навсегда Брахманом с атрибутами, «низшим Брахманом». Шанкара нашёл образный ответ на основное «дело против Ишвары» антитеистов: Ишвара не в большей мере ответственен за мировое зло, чем дождь за те плоды, которые приносят растения, – он содействует лишь их произрастанию, но не определяет качества «плодоношения». Как демиург Вселенной Ишвара предстаёт в вайшешике, прежде всего, в космологии Прашастапады. Смена мировых циклов описывается здесь таким образом, что вследствие очередного «освобождения» очередного Брахмы, наступающего в конце его столетия, у Ишвары (Махешвара) возникает желание разрушить все миры, чтобы дать отдых живым существам на следующее столетие Брахмы. Одновременно прекращается действие кармических сил (адришты), и вновь по желанию Ишвары осуществляется распад всех материальных образований до конечных атомов (ану). После этого Ишвара, руководствуясь желанием предоставить существам опыт существования посредством контроля со стороны адришт, возобновляющих своё действие в атманах, побуждает атомы четырёх стихий (махабхуты) к соединению, в результате чего постепенно образуется великое яйцо (маханда), благодаря желанию Ишвары рождается Брахма, которому он поручает создание всех живых существ, завершающееся самым для брахманистского сознания главным – институтом четырёх варн.

 



 
PR-CY.ru