ИШВАРА

ИШВАРА (санскр. – господин, владыка, повелитель) – в индийской религиозной и философской традиции имя-эпитет Бога как Божественной личности, создателя Вселенной. Ишвара – одна из главных характеристик Шивы, ближайшими к ней являются Махешвара (Великий Ишвара), Бхутешвара (господин живых существ), Иша, Ишана (властитель), Махеша (великий владыка), Вишванатха (повелитель Вселенной). Изначально в ранневедийских текстах (самхитах) эпитет Ишвара наряду со словами-синонимами «иша», «ишана», образованными от корня иш- (владеть, обладать), служил обращением к разным богам. С одной стороны, в «Атхарваведе» и в ранней редакции текста «Махабхараты» Ишвара стал именем-эпитетом бога личной судьбы – Дхатара (установителя), который предопределяет счастливую или несчастливую «долю» человека. С другой стороны, этот эпитет закрепляется преимущественно за грозным божеством Рудра (впоследствии он приобрёл имя Шива – милостивый). Исследователи предполагают, что это произошло в архаической индоарийской традиции вратьев (вероотступников), с которой иногда связывают и древнейшие в Индии формы теистического богопочитания типа позднейшего бхакти (культа Рудры), и ранние формы йогической практики. Семантика имени Ишвары развивалась от значения «бог индивидуальной судьбы» к понятию «единый Бог, Творец и Владыка мира». Именно таким является Ишвара в шиваитской «Шветашватара-упанишаде» (около V – III вв. до н.э.), где, однако, сохраняется ещё и древнее понимание божества как «владетеля доли», где Иша (он же Бог – дэва) противопоставлен индивидуальному Атману, который есть «не-владетель» (ан-иша), поскольку является получателем (бхоктри). Здесь Махешвара – создатель мировой мистификации (майя), а все существа, населяющие этот мир, названы его «членами». Ко времени окончательной редакции «Бхагавадгиты» термин «иштвара» стал одним из важных эпитетов и атрибутов Вишну-Кришны. Царевич Арджуна называет его «почитаемым господином». В поучении Кришны различаются три духовных начала (пуруши), из которых первое преходяще и изменяемо (эмпирическая душа, ср. джива), второе наделяется противоположными характеристиками, а третье, именуемое «высшим пурушей» и «высшим атманом», есть Ишвара, который пронизывает и поддерживает все миры. Наконец, божество определяется как Ишвара, пребывающий в «сердцевине» каждого существа. Он заставляет их вращаться действием своей силы-майи, как если бы они были механизмами; тот, кто ищет в нём прибежище всем своим существом, обретает по его милости высший мир и вечную обитель. Шиваитская традиция создавала и специальные прославления Ишвары – «ишвара-стути». Проблема признания/отрицания существования Ишвары как единого божества и основных его атрибутов в отношении к миру была одним из приоритетных предметов дискуссий в индийской философии начиная с эпохи первых философов и заканчивая периодом схоластики и соответствует противостоянию индийского философского теизма и антитеизма (богоборчества). В Шраманском периоде (середина I тыс. до н.э.) гаиболее влиятельным антитеистом был глава адживикизма Госала Маккхали, который прямо не отрицал существование божества, но это положение следовало из его учения об устроении мира «анонимной необходимостью» (акария-вада).

 



 
PR-CY.ru