ИШВАРА - Страница 10

Здесь же Джаянта развивает доктрину классической йоги об Ишваре как об особом пуруше, который разделяет с прочими некоторые их свойства, но лишён тех, которые связаны с их ограниченностью. Популярнейший у индийских антитеистов довод о несовместимости бестелесности Ишвара с его деятельностью опровергается аналогией с признаваемой и мимансаками одновременной бестелесностью и активностью Атмана, который может постоянно воздействовать на тело. Другому доводу мимансаков о том, что желания-действия индивидуальных душ достаточны для таких аккумуляций кармы, что могли бы обеспечивать периодические создания и разрушения вещей, Джаянта противопоставляет утверждение о том, что требуется разумное начало для регуляции «плодоношения» совершённых действий. Приводит он и остроумные контрдоводы о том, что желания-действия душ не только различны, но и нередко противоборствуют друг с другом, а потому и их результаты никак не могли бы без координирующего начала обеспечивать единство и целесообразное существование мира, а также что даже в неразумном мире (например, в муравейнике) находятся свои «архитекторы» и «менеджеры». В «Букете почитания ньяи» Удаяна (XI в.) демонстрирует возможности логического вывода в доказательствах бытия Бога. В пользу существования Ишвары как высшего Атмана свидетельствует его реальное почитание даже теми, кто эксплицитно отрицают его или почитают под другими именами (в их числе и все антитеисты – материалисты, буддисты, джайны, санкхьяики и мимансаки), а также то, что и простые люди знают его. Текст организован как последовательное опровержение пяти тезисов обобщённого антитеиста, на которые предлагаются четыре контраргумента, и они должны быть убедительными для всех: факты «зависимости» в мире засвидетельствованы; должно быть нечто безначальное; существующие вещи многообразны; имеется правильное распределение вкушения «плодов» совершённых действий. Опровержения антитеистических аргументов определяют содержание первых четырёх разделов. В пятом разделе предлагается восемь положительных аргументов в пользу существования Ишвары: мироздание, имеющее природу следствия, предполагает Творца, подобно тому как горшок – горшечника; мир состоит из атомов, но они, будучи пассивными, требуют Перводвигателя, коим и должно быть Божество; мироздание поддерживается сознательным усилием, поскольку не «падает» – как палка в воздухе поддерживается птицей; должен был быть Первоучитель слов, но таковым не может быть человек; знание, содержащееся в Ведах, безупречно, ибо неоспоримо, а потому должен быть соответствующий «источник доверия»; Веды должны иметь Автора, подобно медицинским и прочим трактатам; Веды – произведения Сознательного Существа, ибо подобны «Махабхарате» и другим произведениям, которые должны иметь автора; Сознательное Существо должно координировать сочетания атомов в начале каждого космического цикла, без чего невозможно создание вещей. Эти аргументы Удаяна представил против и санкхьяиков, и мимансаков. В целом «теологическая диссертация» Удаяны сходна с аналогичными метафизическими трактатами западных схоластов Нового времени, т.к. после «ухода» из Индии буддизма и начала «ведантизации» ряда других направлений индийской философии позиции антитеизма очень серьёзно ослабели, и потому контраргументы и аргументы Удаяны в значительной мере являются самоцелью.



 
PR-CY.ru