ИПОСТАСЬ - Страница 13

Для подчёркивания отличного от савеллианского понимания термина «лицо» св. отцы проводили его отождествление с термином «ипостась», который невозможно было истолковать в савеллианском ключе. Как тождественные термины «лицо» и «ипостась» часто употреблялись в святоотеческой письменности: так, Григорий Нисский, отмечал: «Писание, указуя нам Сына и Духа Святого, преподаёт, что Бог Слово, Бог не Слово (то есть Бог Отец) и Бог Дух Святой есть Бог..., везде проповедуя единого Бога, ни Лиц не смешивая, ни Божества не разделяя, но сохраняя тождество Божества в отличительных свойствах Ипостасей, или трёх Лиц»; Григорий Богослов писал: «Надобно и соблюсти веру в единого Бога, и исповедовать три Ипостаси, или три Лица, притом Каждое с личным Его свойством». В эпоху формирования триадологической терминологии понятия «ипостась» и «лицо» были отождествлены также с понятием «индивид». Традиция именовать «частные сущности», т.е. конкретные вещи, индивидами восходит к «Категориям» Аристотеля. В своём первоначальном значении, в котором его использовали св. отцы и церковные писатели, это слово не предполагало радикального обособления, но имело смысл целостности и неделимости того или иного существа или предмета (подробнее см. в ст. Индивид). Свидетельства такого употребления термина «индивид» встречаются, например, у Григория Нисского и Леонтия Византийского (последний ставил в один ряд понятия «лицо», «ипостась», «индивид» и «подлежащее»). Иоанн Дамаскин свидетельствовал об устоявшейся к его времени традиции использовать термины «ипостась», «лицо» и «индивид» как синонимы. Ещё одним важным эквивалентом термина «ипостась» в святоотеческой письменности было выражение «способ существования», которое встречается у Василия Великого, Григория Нисского, Феодорита Кирского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина. В большинстве случаев оно использовалось для того, чтобы отличить от общей Божественной сущности три Ипостаси по ипостасным свойствам (нерождённость Отца, рождение Сына и исхождение Святого Духа), т.е. по способу Их существования. Так, Леонтий Иерусалимский отмечал: «Ипостась характеризуется у людей белизной, курносостью и подобными свойствами, а в Божественной сущности – по способу существования, согласно которому одна (Ипостась существует) рождая, вторая – рождаясь, а третья – исходя». По словам Максима Исповедника, «Божественная сущность, являемая посредством числа три, воспевается троично по причине триипостасного существования; ибо Единица есть Троица как совершенная и существующая в совершенных Ипостасях, то есть по способу существования, и Троица поистине есть Единица по смыслу сущности, то есть бытия». Хотя применение к Троичному бытию понятия «ипостась», а также связанных с ним понятий «лицо» и «индивид», позволило решить проблему совместимости троичности и единичности Бога, оно вместе с тем вызвало определённые сложности. Эти сложности были связаны с установлением границ в аналогии между бытием Бога и существованием других вещей, например, людей, которые также имеют общую природу и различные ипостаси. Если три человека являются полностью отдельными и самостоятельными людьми, то по аналогии с этим возникает соблазн и Лица Святой Троицы считать отдельными Божественными существами.

 



 
PR-CY.ru