ИПОСТАСЬ - Страница 12

В святоотеческой литературе встречается значительное число формулировок, объясняющих совместимость троичности и единичности бытия Божия; во многих из них ключевую роль играет понятие «ипостась». Согласно Епифанию Кипрскому, «Бог один: Отец и Сын и Святой Дух – три Ипостаси, одно господство, одно божество, одно славословие и не множество богов». Он же отмечал, что Божественные Ипостаси совершенны: «В совершенной Ипостаси совершенен Отец, совершенен Сын, совершенен Дух Святой», т.е. единство трёх Ипостасей не нарушает и не уменьшает их целостности. Для обозначения общего и частного в триедином бытии Бога отцы церкви использовали также понятие «свойство», проводя различение между общими и особенными (т.е. ипостасными) свойствами Божественных Лиц. Каждое Лицо Святой Троицы имеет своё особенное свойство, которое отличает его от других Лиц: «Усматриваемая в каждой Ипостаси особенность явно и чисто отличает одну (Ипостась) от другой». Понятие «особенного свойства» в триадологическом контексте стало синонимом понятия «ипостась». Так, Григорий Богослов говорил об Отце, Сыне и Святом Духе как о «трёх особенных свойствах» Бога. В творениях св. отцов встречается также выражение «особенное свойство ипостаси», которое позволяло им определять ипостась как «совокупность особенных свойств». Не менее важной характеристикой ипостаси является её самостоятельность, самобытность, так что ипостась есть не просто «собрание отличительных свойств», но самостоятельно существующая вещь, единичное, подлежащее, т.е. нечто реальное, обладающее этими отличительными свойствами. Наряду с особыми свойствами Божественные Ипостаси имеют также общие свойства. Григорий Нисский, выделял, например, такое общее свойство трёх Ипостасей, как несотворённость: «Несотворённое Естество, созерцаемое в крайнем совершенстве и непостижимом превосходстве, сообразно отличительным свойствам, какие есть у каждой Ипостаси, имеет неслитную и совершенную разность, (то есть) по общению в несотворённости имеет неразличимость, а сообразно исключительным свойствам каждого Лица – несообщаемость». Ещё одно общее свойство Ипостасей Святой Троицы – быть началом твари. Таким образом, в триадологическом контексте у термина «ипостась» сохраняется одно из классических значений – первопричина, начало, корень. Так, Василий Великий называл Ипостаси Святой Троицы «начальными»; в «Ареопагитиках» говорится о трёх Божественных Ипостасях как «единоначальных» и «богоначальных». Однако Ипостаси являются началом только по отношению к творению, тогда как в их взаимном отношении сохраняется единоначалие Отца, Который является началом для Сына и Святого Духа. Василий Великий в связи с этим особо подчёркивал, что троичность не отменяет монархичности (т.е. единоначальности) бытия Бога. Наиболее распространённым в святоотеческой письменности синонимом термина «ипостась» применительно к разумным существам был термин «лицо». Его использование в христианской триадологии было связано с определёнными трудностями ввиду того, что «лицо» было центральным понятием в еретическом учении Савеллия, согласно которому Лица в Боге есть лишь «личины», различные проявления одного Бога, не имеющие самостоятельности.

 



 
PR-CY.ru