ИПАТИЙ - Страница 7

Образ Ипатия, а также поясные изображения архангела Михаила и трёх святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной константинопольской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа). Почитание Ипатия на Руси было особенно распространено в Великом Новгороде, где святой, по замечанию Виктора Никитича Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Великом Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освящённая во имя Ипатия Гангрского, в 1396 г. её возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (Новгородская первая летопись). В монументальной живописи изображение Ипатия представлено в росписи центральной апсиды новгородской церкви Спаса на Нередице (1199 г.; фрагмент лика хранится в музее Андрея Рублёва) в нижнем регистре святительского чина, его образ на северной стене является парным образу Лазаря Четверодневного, епископа Кипрского, на южной стене и помещён рядом с фигурой Власия Севастийского. С Великим Новгородом связывают целый ряд предметов мелкой пластики, на которых запечатлён Ипатий. Образцом новгородского эмальерного дела XIII в. является медная иконка (крышка мощевика) с фронтальной фигурой святого и надписью: «АГИОС И(П)АТИI», выполненная в технике перегородчатой эмали (Новгородский музей-заповедник). Дискуссионной остаётся датировка так называемого Иерусалимского креста («Гильдесгеймского (Хильдесхаймского) креста»), который находится в ризнице кафедрального собора Хильдесхайма, Германия. Крест датируется второй половиной XII – началом XIII вв. На обороте креста-мощевика (энколпиона) фигуру пророка Илии в центральном поле-средокрестье фланкируют фигуры Василия Великого и Ипатия, на концах – апостолы Пётр, Павел, Иоанн и Матфей. Включение образа Ипатия в данную иконографическую программу ещё раз подчёркивает исключительность его почитания в Великом Новгороде. В новгородской каменной пластике образ Ипатия встречается наряду с образами «охранителей воинов и демоноборцев». По характеристике, данной Т.В. Николаевой группе резных иконок новгородского происхождения, они «не имеют подражательного характера, в них видна индивидуальная творческая манера». На иконке «Святая Троица. Святые Ипатий Гангрский и Никита» из собрания Михаила Петровича Боткина (XIII в., Русский музей) полуфигуры Ипатия и великомученика Никиты представлены на обороте иконки в строго фронтальных позах; у Ипатия клиновидная, раздвоенная внизу борода, в левой руке Евангелие с крестом на крышке, персты правой сложены для благословения; надпись над фигурой Ипатия: «ЕУПАТ(Н)». Ещё на одной новгородской иконке – «Гроб Господень. Святые Николай Чудотворец, Ипатий Гангрский, Василий и Димитрий Солунский» (XIV в., Исторический музей) Ипатий изображён погрудно вместе со святителем Николаем в верхнем ряду. Также в группу севернорусских икон, которые исследователи связывают не с Новгородом, а с Псковом, входит иконка «Святитель Николай Чудотворец. Священномученик Ипатий Гангрский» из собрания Фёдора Михайловича Плюшкина (XIII в., Русский музей) – полуфигура, фронтально, Евангелие держит в покровенной руке, надпись: «ЕПАТЕ».

 



 
PR-CY.ru