ИПАТИЙ - Страница 9

Житийные клейма Ипатия представляют собой «самостоятельную разработку цикла на русской почве, притом относительно позднего времени… Этим возможно объяснить и неоднократные заимствования художника из более разработанного цикла – “георгиевского”». Значительная часть памятников с образом Ипатия связана с Ипатиевским монастырём в Костроме. Согласно преданию, основателю монастыря было видение Богородицы и предстоящих Ей апостола Филиппа и Ипатия. Одна из наиболее ранних сохранившихся икон, отражающих легендарные события основания обители, – образ из Троицкого собора монастыря «Богоматерь «Воплощение», с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским» (конец XVI в., Москва, Костромской государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Из монастырской описи 1595 г. исследователям известно, что в соборе помимо названной находилось ещё две иконы того же извода, возможно, являвшиеся вкладом семьи Годуновых. В центре изображена Богородица с Младенцем Христом (вариант Богоматери Печерской), по сторонам Её трона – апостол Филипп (слева) и Ипатий (справа; такая ориентация святых по сторонам, согласно иерархии их небесных чинов, соблюдается и в других памятниках). Фигуры Иоанна Златоуста, апостола Филиппа и Ипатия помещены на оборотной стороне Владимирской иконы Божьей Матери, которая была запрестольным выносным образом Троицкого собора (конец XVI в., Москва, Костромской государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Ипатий облачён в крещатую фелонь, обеими руками перед грудью придерживает Евангелие, конец омофора перекинут через левую руку. Для деисусного чина иконостаса собора была создана ростовая икона Ипатия (1652 г., артель Василия Ильина Запокровского, Костромской государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Святитель изображён в повороте влево на три четверти, облачён в крещатую красных тонов фелонь с травянисто-зелёным исподом, красно-коричневый подризник, как и на обороте запрестольной иконы, он обеими руками придерживает Евангелие, а конец омофора перекинут через левую руку. В местном ряду того же иконостаса (за диаконскими дверями) находится местный образ Ипатия письма Василия Никитина Вощина (1575 г., Костромской государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Святой изображён фронтально, стоящим на орлеце и держащим перед собой обеими руками Евангелие. Он облачён в орнаментированную цветами по красному фону фелонь, в близкий по цвету к чёрному омофор с жёлтыми крестами, под которым видна золотистая епитрахиль, на боку палица, справа из-под фелони виден убрус, закреплённый на поясе. На грудь спускается цепь, которая предполагает изображение панагии, скрытой кодексом.

 



 
PR-CY.ru