ИПАТИЙ

ИПАТИЙ (середина IV в.) – епископ Гангрский, священномученик (память 31 марта; память Византийской церкви 14, 15 ноября, 25 февраля, 30, 31 марта; память в Греческой церкви 31 марта; память в Западной церкви 14 ноября). Древнейшее, «каноническое» Житие Ипатия, написанное неизвестным автором, сохранилось в двух редакциях (XI и XI–XII вв., фрагментарно), опубликованных С. Ферри в 1931 г. В предисловии к первой редакции упомянут «доблестный воин благочестия» Каллиник из киликийцев, «пострадавший в Галатии» незадолго до Ипатия. Издатель предположил, что речь идёт о Каллинике, епископе Гангрском (434–446 гг.), и датировал первую редакцию второй половиной V в. Впоследствии Ф. Алькен показал ошибочность гипотезы С. Ферри, отождествил Каллиника с одноимённым мучеником Гангрским (ум. в 250 г. или в начале IV в.; память 29 июля), но не исключил возможности составления Жития в V в. По мнению исследователей, если предположить, что упомянутая в Житии отмена налога на древесину и масло соответствует закону императора Юстиниана I (527–565 гг.), то Житие было написано не раньше VI в. Также существует две редакции «апокрифического» Мученичества Ипатия, сохранившиеся в нескольких рукописях. Первая редакция была частично издана С. Ферри, который считал, что она составлена между 500 и 700 гг.; впоследствии Ф. Алькен опубликовал две недостающие главы по рукописи конца XVI в. Другая редакция остаётся неизданной. По предположению западных исследователей, под упомянутым в Мученичестве скифским царём Ховаром (Хаваром) может подразумеваться болгарский правитель Кубрат (Куврат) или его сын Кубер (Кувер); в таком случае Мученичество было составлено после 680 г. Мученичество изобилует легендарными эпизодами; в одной из рукописей постановлений Константинопольского патриарха Никифора (806–815 гг.) оно названо в числе сочинений, отвергаемых церковной традицией. На основе анонимного Жития были составлены «Энкомий» Ипатия, изданный по рукописи XII в., и несколько сокращённое Житие, вошедшее в состав Императорского минология 1034–1041 гг. Краткая заметка об Ипатии содержится в Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) и других византийских Синаксарях под разными числами. Неизданным остаётся «Энкомий» Ипатия в рукописи 1591 г. Согласно «каноническому» Житию, Ипатий был уроженцем города Гангры (ныне Чанкыры, Турция; во второй редакции и в Синаксаре Константинопольской церкви родиной святого названа Киликия) и воспитывался благочестивыми родителями. С юных лет он спал на земле на жёсткой подстилке, помогал нуждающимся, никогда не празднословил, но большую часть времени находился в церкви на молитве. Ипатий был назначен чтецом и смотрителем храма, затем стал диаконом и, наконец, принял священнический сан. После смерти епископа Афанасия Ипатий был избран его преемником и мирно управлял паствой: в городе и окрестных селениях Ипатий воздвиг молитвенные дома; построил большое здание для трапез, где радушно принимал язычников, и, таким образом, многих склонил к христианской вере. Епископ не любил праздные разговоры: однажды силой молитвы он заставил умолкнуть девушек, которые жили неподалёку и пели непристойные песни, смущая юношей.

 



 
PR-CY.ru