ИПАТИЙ - Страница 11

Несмотря на более выраженное почитание святого 31 марта, а не 16 ноября, где предпочтительным является изображение апостола Матфея, в русской иконописи встречается образ Ипатия в ноябрьской минее (икона на ноябрь, начало XVII в. (?), Церковно-археографический кабинет Московской духовной академии). Исследователи отмечают, что перечень памятников с образом Ипатия, представленных в минеях на март, несравнимо шире. Одной из ранних икон в таком ряду является годовая минея из Музея икон в Рекклингхаузене, датированная первой половиной XVI в., – Ипатий показан вместе с Ионой Московским, чья память приходится на тот же день, он в крещатой фелони, Евангелие держит на омофоре в покровенной фелонью левой руке. Его изображение традиционной иконографии есть: на обороте двухсторонней иконы-таблетки на март (начало XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); на двухсторонней иконе-таблетке на март-апрель (вторая половина XVI в., собрание Михаила Борисовича Миндлина); на годовой минее начала XIX в. (Устюженский краеведческий музей); на среднике иконы-складня «Минея годовая» второй половины XIX в. (собрание Виктора Александровича Бондаренко) и проч. В гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского (1713, 1722 гг.) на листе на март Ипатий изображён в фелони, с митрой на голове, обеими руками перед грудью держащим икону Божьей Матери с Младенцем Христом. На гравированном листе святцев на март работы Ивана Константиновича Любецкого (1730 г.) Ипатий показан в более традиционной иконографии – в фелони, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой – Евангелие. На миниатюре Молитвослова княгини Марии Петровны Волконской (Кикиной), созданного под руководством и при участии академика живописи профессора Фёдора Григорьевича Солнцева (Российская государственная библиотека, 1850 гг.), образ Ипатия, благословляющего обеими, разведёнными в стороны руками, помещён в части месяцеслова на март. В современном церковном искусстве иконография святого сохраняет традиционные черты. К среднику житийной иконы апостола Филиппа и Ипатия восходит написанная на доске конца XIX в. и стилизованная под живопись конца XIX – начала XX вв. икона «Апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский в молении Божьей Матери на престоле, на фоне Старого города Ипатиевского монастыря» (2007–2008 гг., частная коллекция, Кострома). В 2008–2009 гг. ряд икон вышел из мастерских художественно-производственного предприятия «Софрино»: «Апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский в молении Святой Троице, на фоне Ипатиевского монастыря» – монастырь изображён с восточной стороны, а святые стоят на противоположном берегу реки Костромы; «Священномученик Ипатий Гангрский» – Ипатий представлен прямолично по пояс, с Евангелием в левой руке; «Божия Матерь «Воплощение», с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским». В 2010 г. палехскими иконописцами (руководитель артели – Олег Романович Шуркус) в технике клеевой росписи была выполнена композиция на южной стороне навершия северных (Екатерининских) ворот Ипатиевского монастыря с изображением явления Божьей Матери, апостола Филиппа и Ипатия мурзе Чету на месте основания обители.



 
PR-CY.ru