ИПАТИЙ - Страница 4

Ипатий особо почитался у славян. Апокрифическое Житие Ипатия содержится в сербском списке первой четверти XIV в. В середине XVI в. Зиновий Отенский составил Похвальное слово Ипатию. В Костроме был основан Ипатиевский во имя Святой Троицы мужской монастырь. 2 марта 1997 г. представитель Антиохийского патриархата при Московском патриархе передал в монастырь частицы мощей Ипатия. В календаре РПЦ содержится указание, что Ипатий пострадал в 326 г. Однако некоторые современные исследователи на основе Жития и списка участников Гангрского собора предлагают датировать кончину епископа 362 г. Ипатий считается покровителем города Тиджано в области Апулия на юге Италии, где его память празднуется 18 января. Память Ипатия отмечается 14 ноября в Типиконе Великой церкви IX–XI вв.; на Пс. 50 поётся тропарь третьего гласа «Церкви чадо явился…». В студийских Типиконах Ипатий не упоминается, однако в Минеях студийской традиции (например, Исторического музея) под 31 марта может помещаться служба Ипатию. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (XII–XIII вв.) – Ипатий упоминается 31 марта; назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. 31 марта появляется указание на отпустительный тропарь Ипатию. В рукописной славянской Псалтири XIV в. (Исторический музей) под 16 ноября сохранилась служба Ипатию, состоящая из канона и цикла стихир. В рукописных славянских Минеях начала XVI – XVII вв. под 15 или под 16 ноября может помещаться славословная или даже полиелейная служба Ипатию (например, Российская государственная библиотека). Под 31 марта в славянских Минеях XV–XVII вв. (например, Российская государственная библиотека) содержится последование Ипатию, состоящее из канона, цикла стихир, седальна; в некоторых рукописях может также выписываться отпустительный тропарь Ипатию. В рукописных славянских Типиконах XV–XVI вв. (например, Российская государственная библиотека) Ипатий упоминается только под 31 марта без богослужебного последования. Согласно московскому первопечатному Типикону 1610 г., память Ипатия отмечается 14 ноября и 31 марта; 14 ноября служба Ипатию поётся на повечерии, состав последования не указан; 31 марта последование Ипатию включает канон, цикл стихир-подобнов, седален. В московском Типиконе 1633 г. Ипатий упоминается только под 31 марта; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия». Указания под 31 марта в Типиконе 1641 г. и последующих изданиях, в том числе современных, те же, что и в первопечатном. Последование Ипатию, которое содержится в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа, четвёртого гласа «Изволением Божественнаго разума…»; кондак второго гласа «Римскому отечеству светильник…»; канон плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Светом Троицы озаряемый») – в греческой Минее; канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом «Славнаго Ипатия песньми венчаю. Иосифов» четвёртого гласа, ирмос (начало: «Божественнаго страдальца») – в русской Минее; цикл стихир-подобнов; седален. В современной русской Минее помещена также бденная служба Ипатию, составленная в начале XVIII в. иеромонахом Карионом (Истоминым).

 



 
PR-CY.ru