ИПАТИЙ - Страница 5

По рукописям исследователям известны песнопения Ипатию, не вошедшие в современные богослужебные книги: под 14 ноября – канон, составленный Феофаном Начертанным, без акростиха плагального второго (т.е. шестого) гласа, ирмос (начало: «Благочестия воин»); под 16 ноября – канон четвёртого гласа (Исторический музей); икос; под 15–16 ноября – сокращённый вариант канона Ипатию из современной русской Минеи, два цикла стихир-подобнов, несколько самогласнов, седальны, светилен. Ипатия обычно изображают старцем с длинной седой бородой клиновидной формы и с вьющимися волосами; облачён в фелонь, нередко крещатую, красного цвета в знак его мученической кончины, в омофоре, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. Данные черты сохраняют устойчивость и зафиксированы в иконописных подлинниках. В греческой «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) в Минее на март в разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» Ипатий описан как «старец с остроконечною бородою, поражённый от одной женщины камнем, скончался, молясь Богу» (в кратком перечне отцов первого Вселенского Собора его имя не приведено). В месяцеслове русского иконописного подлинника по списку Георгия Дмитриевича Филимонова (XVIII в.) память святого указывается под двумя датами – 16 ноября и 31 марта, причём в первом случае содержится пояснение, что святому «в минее церковной в сей же день положена служба… обаче не ныне его память, но марта 31», где и приведено его пространное описание, основанное на сюжетах Жития: «…Сей на Первом Вселенском Соборе бысть. Подобием сед, власы на главе мало с ушей, брада широка, подоле Власиевы (Власия Севастийского), на конец раздвоилась, ризы святительские и омофор, в руке Евангелие, а в другой жезл, под ногами змий, вельми страшен: 60 локот долгота его, конец жезла в устах змиевых. Нецыи пишут: в правой руке образ Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, в левой руке свиток, а в нем написано: “Аще кто не покланяется иконе Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, да будет проклят”». Ещё раз имя Ипатия в этом подлиннике упомянуто в связи с описанием композиции первого Вселенского Собора. В сводном Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.) за основу взят сюжет с участием Ипатия в первом Вселенском Соборе, ошибочно названном VII: «…Сед, брада широка, подоле Власиевы, наконец раздвоилася, на главе власы с ушей маленько, риза багор, дичь светла, в левой руке свиток, а в нем написано: аще кто не покланяется иконе Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, да будет проклят. На седмом соборе он тако рече, и посрамил еретиков тем словом». Образ Ипатия известен в византийских лицевых минологиях. Мученичество святого изображено в Минологии Василия II (первая четверть XI в.) под 14 ноября и в томе Императорского минология на февраль и март (Исторический музей, вторая четверть XI в.). Кроме сцены мучения в обеих рукописях (на той же миниатюре) Ипатий представлен сжигающим в огне дракона. Ипатия особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов.

 



 
PR-CY.ru