ИПАТИЙ - Страница 6

Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со Спиридоном Тримифунтским. Изображения Ипатия сохранились в Кылычлар-килисе, около 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в южном приделе, с южной стороны, между Григорием Богословом и Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси №4 (церковь апостола Петра и Павла), первая половина X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, конец X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди других епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (церковь св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976–1025 гг. (в главной апсиде, с северной стороны, рядом с Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, первая четверть XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом с Григорием Богословом; в жёлтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, третья четверть XI в. (в апсиде, крайним с южной стороны; его фигура, как и фигуры ещё четырёх епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, середина – третья четверть XI в. (с южной стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди других святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, третья четверть XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в церкви св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами церкви); по мнению исследователей, в церкви Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216–1217 гг. (в южной апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, вторая половина XIII в. (в апсиде, вместе с другими святителями). На Кипре в одной из ранних росписей в церкви Панагии Аракос близ Лагудеры (1192 г.) Ипатий представлен в алтарной зоне в медальоне – правой рукой благословляет, в левой – Евангелие. В церкви Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (середина XIV в.) – в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в том числе с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564 г.) Ипатий представлен вместе с преподобным Акакием, епископом Мелитинским (фрески перенесены на южную стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона монастыря преподобного Неофита (начало XVI в.) – в зоне вимы на северной стене в северном проходе, вместе с Елевферием Иллирийским. В росписях на Балканах и на Афоне изображение Ипатия помимо зоны вимы (в храмах великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, 1317–1318 гг.; Христа Пантократора в монастыре Дечаны, 1335–1350 гг.; в Матейче, кафоликоне монастыря Дионисиат на Афоне, 1546–1547 гг., и др.) встречается и во фресках настенных минологиев, как правило под 31 марта (например, в церкви Николая Чудотворца в Пелинове (1717–1718 гг.) – в рост; в трапезной монастыря Дионисиат (1568 г.) – в мучении).

 



 
PR-CY.ru