ИОСИФ ФЛАВИЙ - Страница 5

При изложении постбиблейских событий, происходивших, главным образом, в эпоху, когда евреи находились под властью великих держав, Иосиф Флавий продолжает развивать идею Божественного Промысла, однако больше внимания уделяет апологетическим задачам: он постоянно подчёркивает высокий авторитет евреев среди иноземных правителей, признание и уважение их права жить в соответствии с «отеческими установлениями», особое благочестие своего народа и лояльность к властям. Во второй части Иосиф Флавий использовал такие источники, как «Письмо Аристея», «Всемирная история» Николая Дамасского, сочинения других греческих авторов (только названо 24), а также Первую книгу Маккавейскую, архивные документы, личные наблюдения и устные свидетельства очевидцев. Особую ценность для исследователей имеет рассказ о жизни иудейского царя Ирода Великого, представляющий, по мнению исследователей, одну из самых подробных биографий в античной литературе. «Жизнеописание» было задумано Иосифом Флавием как приложение к последней книге «Иудейских древностей». В четырёх из пяти дошедших до нас рукописей этого сочинения «Жизнеописание» включено в состав текста, хотя последняя часть двадцатой книги «Иудейских древностей» по форме служит прологом к автобиографии. Р. Лакёр выдвинул гипотезу о существовании двух изданий «Иудейских древностей», одно из которых Иосиф Флавий дополнил своей биографией. В настоящее время учёные склоняются к тому, что «Жизнеописание» изначально входило в «Иудейские древности». Большая часть произведения посвящена подробному описанию пяти – шести месяцев жизни Иосифа Флавия в Галилее, куда он был послан по заданию Иерусалимского синедриона для усмирения беспорядков и организации обороны города. Он сообщает о своём происхождении, об образовании и о начале общественной деятельности – путешествии в Рим в составе иудейского посольства. В конце Иосиф Флавий рассказывает о том, как сопровождал Тита в походе на Иерусалим, как освобождал друзей, взятых в плен римлянами, о жизни в Риме в бывшем доме Веспасиана, о благодеяниях императора и императрицы и, наконец, о своей семейной жизни. Существенную роль в композиции «Жизнеописания» играет полемика с Юстом из Тивериады, военачальником и соперником Иосифа Флавия в Галилее, который уже после смерти Веспасиана, Тита и Агриппы II опубликовал свою версию истории войны против римлян и обвинил Иосифа Флавия в подстрекательстве жителей Тивериады к военным действиям. Основная часть «Жизнеописания» посвящена тем же событиям, которые были представлены Иосифом Флавием во второй книге «Иудейской войны», однако между этими произведениями исследователи отмечают существенные противоречия как в хронологии событий, так и в деталях, но самое главное в том, как Иосиф Флавий оценивает свою миссию в Галилее. Если в «Иудейской войне» он изображён как военачальник, посланный иерусалимской общиной для борьбы с римлянами, то в «Жизнеописании» выступает как посланник иерусалимской аристократии, призванный вместе с коллегами обеспечить мир в Галилее. Иосиф Флавий подчёркивает, в первую очередь, свои дипломатические достижения, позволившие преодолеть многочисленные внутренние конфликты в Иудее.

 



 
PR-CY.ru