ИОАНН Устюжский - Страница 11

Сопоставление данных писцовых книг 1620–1670 гг. позволяет исследователям сделать вывод, что репертуар изображений Иоанна Устюжского, находившихся в его храме, за это время не претерпел заметных изменений. Добавлены надгробный покров с шитой фигурой святого и икона, на которой он был представлен молящимся Пресвятой Богородице вместе с Кириллом Белозерским (образ находился в устроенном в середине XVII в. Кирилловском приделе зимней церкви Власия Севастийского). Источники показывают, что в обеих церквах во имя устюжских чудотворцев находились единоличные изображения лишь того святого, которому был посвящён храм, и почти не было парных изображений Иоанна и Прокопия. Согласно писцовой книге 1620 гг., исключение составляли хоругвь Прокопиевской церкви, где на одной стороне было представлено Благовещение, а на другой – оба устюжских юродивых, и запрестольная икона Божьей Матери «Одигитрия» (из той же церкви), на обороте которой были написаны блаженные Прокопий, Иоанн, святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси, и блаженный Василий Московский (Алексию и Василию были посвящены престолы тёплого храма). Те же документы свидетельствуют о сравнительно небольшом количестве образов блаженных Иоанна и Прокопия в устюжских церквах XVII в. (подобные источники не всегда фиксируют фигуры избранных святых на полях и в средниках икон). Согласно писцовой книге 1620 гг. и описи 1608 г. («Русская историческая библиотека», том 12), к началу XVII в., несмотря на довольно длительную историю почитания устюжских юродивых, в городском Успенском соборе не было их отдельных икон. Этот вывод лишь незначительно корректируется записью 1618 г. об изготовлении окладов для некоторых соборных икон («Русская историческая библиотека», том 12), где говорится о венцах блаженных Прокопия и Иоанна, представленных, судя по контексту, на иконе «Предста Царица» из местного ряда иконостаса (икона, как и упомянутый там же образ Святой Софии Премудрости Божьей, могла быть исполнена вскоре после строительства в 1554–1558 гг. первого каменного Успенского собора; устюжские юродивые, как полагают исследователи, были написаны на полях в молитвенных позах или в среднике припадающими к ногам Иисуса Христа). Кроме надгробного храма в Великом Устюге единоличные изображения Иоанна находились в немногих церквах региона, тесно связанных с его почитанием. Наряду с храмами во имя Иоанна Устюжского и Иоанна Предтечи (выстроен в 1764 г. вместо деревянной Духовской церкви в пригородном селе Пухове, на месте рождения Иоанна) это придел церкви в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия» 1590 гг. в сольвычегодском Борисоглебском монастыре – родовой обители Строгановых и центре местного почитания устюжских юродивых. По мнению исследователей, скорее всего, именно для этого придела в конце XVI в. была создана упомянутая житийная икона Иоанна, находящаяся в Сольвычегодском историко-художественном музее. Крупный образ второй четверти – середины XVII в. (Исторический музей, происхождение исследователям неизвестно; согласно надписи, в 1902 г. реставрировался Василием Павловичем Гурьяновым) в несколько изменённом виде повторяет иконографию житийных икон блаженных Прокопия и Иоанна – строгановского вклада 1602 г.

 



 
PR-CY.ru