ИОАНН Устюжский - Страница 16

На основе последнего варианта в XVIII в. сложилась новая разновидность двойной иконографии устюжских святых, включающая два эпизода их Житий – моление Прокопия о Великом Устюге в Успенском соборе и прижизненное чудо Иоанна, связанное с тем же храмом. Согласно Житию, священник Григорий Долгая Борода, желавший испытать юродивого, видел, как тот, осенив себя крестным знамением, со словами «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» возлёг на горящие угли в печи соборной трапезной. Обычно чудеса блаженных Прокопия и Иоанна показаны в разных компартиментах одной и той же постройки, Иоанн представлен погрудно, лежащим в печи, рядом с которой стоит старец-священник. Несколько икон такого типа второй половины и конца XVIII в. находятся в собрании Великоустюжского музея-заповедника; к ним примыкает черневой образок устюжской работы 1769 г. из частного собрания в Германии. Иконы блаженных Прокопия и Иоанна с изображением на фоне двух их чудес известны и за пределами Устюжского региона – таков храмовый образ придела блаженных Прокопия и Иоанна в Благовещенской церкви Архангельска (ныне в церковь Мартина Исповедника в Соломбале, Архангельск), датируемый первой третью XVIII в. В XVIII–XIX вв. для храмов Великого Устюга и окрестностей в большом количестве создавались изображения блаженных Прокопия и Иоанна в традициях стиля барокко, а затем – академической живописи. Эти иконы, сохраняя уже сложившуюся иконографию юродивых, нередко дополнялись фигурами других святых, особо чтившихся в синодальный период. В 1740 г. Козьма Иванович Березин написал для иконостаса собора устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря икону блаженных Прокопия и Иоанна, мученика Иоанна Воина, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, князя Александра Невского. В 1777 г. А.В. Колмогоров выполнил для иконостаса Троицкого собора Троице-Гледенского монастыря образ устюжских юродивых и Димитрия Ростовского. Развитие почитания Стефана Пермского как местного, устюжского святого отразилось в соединении его образа с изображениями блаженных Прокопия и Иоанна на иконе местного ряда иконостаса Успенского собора, написанной в 1780 гг. протоиереем В.А. Аленевым. Развитие устюжской монументальной живописи XVIII в. привело к появлению образов блаженных Прокопия и Иоанна в росписях храмов Устюга и других городов и сёл региона (заключённые в барочные картуши фигуры устюжских юродивых, очевидно, выполненные в последней четверти XVIII в., сохранились в алтарной части Благовещенского собора в Сольвычегодске). Из произведений XIX в. исследователи отмечают образы блаженных Прокопия и Иоанна в посвященных им часовнях 1814 г. у св. ворот устюжского Михаило-Архангельского монастыря и убранство церкви во имя Иоанна Устюжского, уже обновлявшейся в 1713 г. и в 1770–1780 гг. В 1830 г. была переделана рака святого (по мнению исследователей, тогда была изготовлена сень с клеймами, изображающими чудеса и преставление Иоанна; надгробный образ в ризе «с сердцеподобным ожерельем», по их мнению, мог быть более ранним), в 1833 г. академик П. Медведков и устюжский иконописец Решетов написали иконы для местного ряда иконостаса, в том числе образ Иоанна.

 



 
PR-CY.ru