ИОАНН Устюжский - Страница 13

Кроме того, он неоднократно встречается на характерных строгановских складнях с Владимирским образом Божьей Матери в окружении праздников в центральной части; на створках представлены молящиеся чудотворцы, распределённые по чинам святости. Иоанн вместе с Прокопием изображается в лике блаженных, в состав которого обычно входят не только юродивые, но и некоторые преподобные. Эта группа памятников, как и упомянутая фреска Благовещенского собора в Сольвычегодске, служит свидетельством сравнительно раннего появления двух вариантов трактовки одежд Иоанна. На складне 1603 г., вложенном Н.Г. Строгановым в церковь Похвалы Богородицы Орла-городка – центра пермских владений Строгановых (Пермская художественная галерея), и на складне письма Никифора Савина Истомина (?) из собрания Рахмановых (Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве) святой показан в рубище, открывающем левое плечо. Между тем на близких складнях письма Прокопия Чирина в Третьяковской галерее и Русском музее Иоанн представлен в рубище, скрывающем фигуру. Аналогичный образ помещён на принадлежащем к строгановской традиции трёхстворчатом складне («Походном иконостасе») середины (?) XVII в. из Покровского собора на Рогожском кладбище в Москве. На некоторых произведениях этого типа (складни из Пермской художественной галереи и Третьяковской галереи) следом за Иоанном представлен праведный Иаков Боровичский, имеющий похожую внешность. Образ Иоанна Устюжского вместе с образом блаженного Прокопия встречается в ряде произведений лицевого шитья, выполненных в 1650–1660 гг. в мастерской Анны Ивановны Строгановой. В числе этих изображений на предметах, предназначавшихся не только для Сольвычегодска, но и для центра епархии – Ростова, есть фигуры блаженных Прокопия и Иоанна в молении традиционной иконографии и фронтальные образы более редкие для их иконографии (ср. каймы двух больших пелен с изображением св. царевича Димитрия Угличского из Сольвычегодского историко-художественного музея и Русского музея: юродивые представлены в одинаковых позах, с воздетой правой и опущенной левой рукой, в которой блаженный Прокопий держит кочерги, а Иоанн, не имеющий особых атрибутов, – необычный для его иконографии свиток). Среди этих произведений особенно выразительна пелена (1660 гг., Сольвычегодский историко-художественный музей), которая входит в серию небольших иконных пелен с изображениями русских святых «строения Григория Димитриевича Строганова» (предназначались для сольвычегодского Благовещенского собора). Устюжские чудотворцы изображены здесь вместе с другими почитаемыми русскими юродивыми (блаженными Исидором Ростовским, Василием и Максимом Московскими), причём Иоанн Устюжский занимает место в центре пелены; все фигуры представлены прямолично. Исследователями звестны и другие памятники с образами двух устюжских блаженных и русских юродивых: например, икона первой половины XVII в. из Третьяковской галереи, на которой перед Богоматерью с Младенцем предстоят и припадают к Ним блаженные Василий, Иоанн и Максим Московские, Прокопий и Иоанн Устюжские, св. царевич Димитрий Угличский и другие святые.

 



 
PR-CY.ru