ИОАНН, Соколов Владимир Сергеевич - Страница 9

Напротив, отсутствие веры, понятия о высшем нравственном мироправлении, по словам Иоанна, оставляет неразрешимыми вопросы уклонения человека в сторону зла, всеобщей борьбы добра и зла, видимого торжества зла в мире. Кроме того, только вера способна раскрыть внутреннюю, духовную жизнь человека, объясняет ему прошедшую жизнь (историю его нравственного падения), раскрывает ему жизнь настоящую (время подвигов нравственного возрождения и обновления), говорит о будущем (времени воздаяния). В очерке «О надежде христианской», продолжающем чтения по деятельному богословию, Иоанн разбирает содержание христианской надежды на примере толкования Господней молитвы («Отче наш»), каждое прошение которой, по мысли Иоанна, изображает «чистые и истинные, неоспоримые и непреложные надежды» в постепенном порядке: мы надеемся на то, что имя Отца Небесного будет всегда святиться на земле («да святится имя Твое!»); однако имя Его может святиться вполне и повсюду, только если вполне и повсюду на земле водворится Его Царство («да приидет Царствие Твое!»); вместе с тем «Царство Его не может открыться во всей силе на земле, прежде нежели Всемогущая воля Его покорит Себе всяческая» («да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»); для этого Царства благодати и славы мы подвизаемся на земле и в теле и имеем нужду не только в духовных, но и в земных и телесных подкреплениях («хлеб наш насущный даждь нам днесь!»); но «обеспеченное состояние тела и внешней жизни не обеспечивает ещё состояние души и внутренней жизни, в которой есть свои, и глубочайшие, нужды» («остави нам долги наша»); благодать Божья может покрыть грехи, однако сила греха ещё остаётся в нас, и вокруг нас существует много поводов ко греху («не введи нас во искушение»); наряду с искушениями, ведущими ко греху, есть множество искушений жизни (большие или меньшие бедствия и скорби), поскольку мы живём в мире, дух которого враждебен истине и духу Христову («избави нас от лукавого!»). В разделе «Аскетика», составлявшем у Иоанна третью часть курса нравственного богословия, автор определяет аскетику как «науку опытного преспеяния в христианской добродетели». Иоанн указывает на то, что в аскетике, как и в остальных частях нравственного богословия, одни и те же правила христианского нравоучения; однако «аскетика направляет их к опытному осуществлению в жизни, руководствуя чрез верное и сообразное с духом Евангелия их употребление, – к истинной цели жизни христианской – вечному спасению». Содержание аскетики Иоанн разделяет на две части: приобретение христианином и укрепление в нём сил, необходимых для благочестивой жизни, и изложение способов к постепенному «преспеянию» христианина в деятельном благочестии. Основными «духовными силами», необходимыми для нравственного усовершенствования, являются совесть (которая принимает и передаёт предписания нравственного закона) и свобода воли (без которой не может быть разумного стремления к добру и свободного подчинения закону).

 



 
PR-CY.ru